"Репродуктивная биология и доместикация растений" - магистратура (ЭКОЛОГИ) (лекторы  Зернов А.С., Полевва С.В., Константинова А.И., Девятов А.Г., Вислобоков Н.А.)

Учебные материалы

Если у Вас возникли технические проблемы с просмотром видео и скачиванием материалов, обращайтесь к Николаю Вислобокову или Юрию Копылову-Гуськову

 

Вопросы к экзамену (по разделам курса):

Скачать в PDF

«Антэкология»

  1. Дихогамия (протогиния, протерандрия). Геркогамия (гетеростилия, диморфизм по длине столбика, энантиостилия).
  2. Однодомные растения и варианты однодомности: моноэция, андромоноэция, гиномоноэция, полигамомоноэция. Примеры растений.
  3. Двудомные растения и варианты двудомности: диэция, андродиэция, гинодиэция, полигамодиэция. Примеры растений.
  4. Автогамия. Ксеногамия, гейтоногамия.
  5. Особенности цветения и опыления отдельного цветка и цветения в пределах особи и фитоценоза.
  6. Биотическое и абиотическое опыление у голосеменных растений.
  7. Структурные типы «цветков» в свете антэкологии. Единица опыления. Элемент аттрактации.
  8. Абиотическое опыление. Амемофилия. Синдром признаков.
  9. Абиотическое опыление. Гидрофилия. Синдром признаков.
  10. Биотическое опыление: орнитофилия. Синдром признаков.
  11. Биотическое опыление: хироптерофилия и опыление нелетающими млекопитающими. Синдром признаков.
  12. Биотическое опыление: кантарофилия, миофилия и сапромиофилия. Синдром признаков.
  13. Биотическое опыление: хименофилия и мелиттофилия. Синдром признаков.
  14. Биотическое опыление: психофилия и фаленофилия. Синдром признаков.
  15. Первичные аттрактанты при биотическом опылении: пыльца и нектар.
  16. Первичные аттрактанты при биотическом опылении: масла, место выведения потомства, половая аттрактация.
  17. Вторичные аттрактанты при биотическом опылении: запахи,  визуализация, температура, движение.

 

«Палинология»

  1. Что такое спора, микроспора, мегаспора, изоспора?
  2. Что такое пыльцевое зерно? Что общего и чем отличаются пыльцевые зерна покрытосеменных и голосеменных растений?
  3. Что такое спородерма? Что общего и чем отличается спородерма спор и пыльцы?
  4. Что такое апертура, пора, борозда, лезура и щель разверзания? В чем их особенности?
  5. Перечислите основные признаки пыльцы анемофильных растений.
  6. Перечислите основные признаки пыльцы энтомофильных растений.
  7. На каких принципах, понятиях и свойствах основан спорово-пыльцевой анализ?
  8. Что такое пыльцевое зерно, тетрада, полиада и поллиний?
  9. Что такое скульптура и апертура пыльцевого зерна? Каковы могут быть их функции?
  10. Что общего и чем отличаются мужские гаметофиты сосны и липы?

 

«Карпология»

  1. Основные способы распространения растений в пространстве. Биотическое и абиотическое распространение. Принцип формирования терминологии.
  2. Автомеханохория, ее структурные основы.
  3. Типы баллистохории. Масса диаспор и экологическая приуроченность баллистохоров.
  4. Анемохория, подходы к ее классификации.
  5. Морфолого-анатомическое строение анемохорных диаспор.
  6. Гидрохорные диаспоры, их строение и экологическая приуроченность.
  7. Омброхория.
  8. Пирофильные группы растений.
  9. Распространение диаспор растений животными. Классификация зоохории.
  10. Эпизоохория и ее морфологические основы.
  11. Эндозоохория и ее классификация. Структуры, обеспечивающие эндозоохорию.
  12. Синзоохория и ее разновидности.
  13. Морфология генеративных диаспор и их классификация.
  14. распространение диаспор голосеменных.
  15. Диаспоры магнолиевых и мускатниковых, их распространение.
  16. Диаспоры анноновых
  17. Особенности эндозоохорного распространения птицами и млекопитающими.
  18. Диаспоры бобовых и способы их распространения.
  19. Морфолого-анатомические особенности диаспор сложноцветных.
  20. Диаспоры пальм, их распространение.
  21. Структурные особенности диаспор злаков.

 

«Полевые методы исследования»

  1. Какие данные необходимо получить и какие факты установить, чтобы доказать, что насекомые вида «А» являются опылителями растений вида «Б»?
  2. Исследователь посетил популяцию однодомных цветковых растений три раза – 1-го, 3-го и 10го числа одного и того же месяца. В первый визит он обнаружил все цветки в бутонах. Во второй визит оказалось, что у большинства цветков тычинки имели вскрытые пыльники, и лишь в 20% случаев в цветках тычинки засохли и опали. При третьем посещении в 95% случаев на месте исследуемых цветков были найдены недавно завязавшиеся плоды. Какие выводы и предположения можно сделать, исходя из этих данных?
  3. Для исследования разметили 60 обоеполых цветков. Их них 30 изолировали на стадии бутона с помощью воздухопроницаемых мешочков, остальные 30 оставили интактными. По окончании цветения было подсчитано, что 25 из интактных цветков завязали плоды, тогда как в группе изолированных цветков плоды завязались у 10 цветков. Какие выводы можно сделать на основании полученных данных?
  4. Ученые в экспедиции обнаружили неизвестный вид цветкового однодомного растения. Живой экземпляр данного растения привезли в ботанический сад и культивировали в условиях оранжереи. Растение регулярно цвело, но ни разу не давало плодов. Чем можно объяснить такой факт?

 

«Доместикация»

  1. Возраст культурных растений. Распространение культурных растений в древности и в настоящее время. Как изменяются ареалы культурных растений, с чем это связано и какие примеры миграций Вы можете привести?
  2. Значение культурные растений в жизнедеятельности человека. Понятие первичного и вторичного ареала культурных растений. Что такое агрономическая и экономическая граница ареала: приведите примеры. Высотные пределы земледелия.
  3. Н.И.Вавилов и его школа. Основные теоретические обобщения Вавилова: закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, эволюционно-генетическая концепция иммунитета культурных растений, центры их происхождения. В чём заключается практическое применение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, приведите примеры. Дальнейшее развитие взглядов Вавилова о центрах происхождения.
  4. Основные зоны земледелия. В чём особенность культивирования многолетников тропического происхождения в отличие от тропических же однолетних культур? Что такое «тропический разрыв», для культурных растений каких зон он характерен (приведите примеры)?
  5. Каковы причины современного продовольственного кризиса и какие факторы способствуют его усилению? Дайте оценку существующим сегодня попыткам решения этой проблемы. Чем опасен переход на монокультуры (приведите примеры)?
  6. Доместикация в семействах однодольных  на примере Arecaceae и Orchidaceae. Особенности выращивания и использования человеком их культурных представителей
  7. Доместикация в семействах однодольных на примере Musaceae и Bromeliaceae. Особенности выращивания и использования человеком их культурных представителей.
  8. Доместицированные растения из семейства Poaceae. Особенности пшениц как древнейшего культурного растения народов европеоидной расы. Разнообразие пшениц. Влияние полиплоидии на разнообразие используемых человеком культиваров.
  9. Доместицированные растения из семейства Poaceae. Основные хлебные злаки – представители обеих клад, их происхождение, расселение, современные ареалы. История доместикации риса и кукурузы, особенности строения зерновок, разнообразие сортов.
  10. Доместикация в семействах двудольных на примере Rosaceae. Особенности гибридизации в роде Malus, эволюционная история культурной яблони. Другие плодовые культуры в составе этого семейства..
  11. Доместикация в семействах двудольных на примере Moraceae. Культура инжира, тесная связь растения с опылителями, динамика процесса опыления и его особенности.
  12. Доместицированные растения из семейств Sapindaceae и Anacardiaceae. Особенности выращивания и использования их культурных представителей.
  13. Доместицированные растения из семейств Rutaceae и Malvaceae и Bixaceae – что они дают современному человеку?
  14. Разнообразие использования человеком плодов и семян доместицированных растений из семейств Rubiaceae, Asteraceae и Solanaceae.