Программа занятий малого практикума по дисциплине «Высшие растения»

в осеннем семестре 2016/2017 уч. года

cкачать файл.doc

 

Занятие 1. Строение растительной клетки

 

Строение микроскопа и приемы работы с ним.

Строение клеток эпидермы листа Elodea canadensis Michx. в плане и оптическом сечении. Задание:

  • оторвать с живого побега лист, поместить его в каплю воды на предметное стекло и накрыть покровным стеклом. При большом увеличении микроскопа зарисовать клетки в плане и оптическом сечении, указать клеточные стенки, хлоропласты, цитоплазму и центральную вакуоль.
  • снять покровное стекло, частично удалить воду фильтровальной бумагой, обработать препарат раствором медицинского йода в течение 5–10 мин., удалить раствор йода фильтровальной бумагой, добавить 1-2 капли глицерина и накрыть покровным стеклом. При большом увеличении микроскопа зарисовать клетку зубчика в оптическом сечении, указать клеточные стенки и ядро.

Плазмолиз в основных клетках эпидермы чешуи красной луковицы Allium cepa L.
Задание:

  • срезать кусочек эпидермы листа, поместить его в каплю воды на предметное стекло, при большом увеличении микроскопа зарисовать клетки в оптическом сечении, указать клеточные стенки, цитоплазму, ядро, вакуоль (вакуоли).
  • заменить воду на препарате 20%-ным водным раствором сахарозы, через 5–10 мин. при большом увеличении микроскопа зарисовать клетки в оптическом сечении, указать клеточные стенки, плазмолизированную цитоплазму, ядро, вакуоль (вакуоли).

Строение ядра центральной клетки зародышевого мешка Chelidonium majus L.
Задание:

  • с демонстрационного препарата при большом увеличении микроскопа зарисовать центральную клетку зародышевого мешка, ядра центральной клетки зародышевого мешка с ядрышками.

Хромопласты в паренхимной клетке зрелого плода Convallaria majalis L. или Sorbus aucuparia L.
Задание:

  • из зрелого плода препаровальной иглой извлечь небольшой кусочек мякоти, поместить его на предметное стекло в слабый раствор сахарозы, размешать до равномерно плотной суспензии и накрыть покровным стеклом. Зарисовать при большом увеличении микроскопа клетку с хромопластами.

Амилопласты в паренхимной клетке клубня Solanum tuberosum L.
Задание:

  • тонкий срез клубня, поместить на предметное стекло в каплю воды и накрыть покровным стеклом. Зарисовать при большом увеличении микроскопа клетку с амилопластами.

Межклеточные контакты («плазмодесмы») в эндосперме Diospyros kaki Thunb.
Задание:

  • с готового препарата среза эндосперма при большом увеличении микроскопа зарисовать клетки в оптическом сечении, указать клеточные стенки, плазмолизированную цитоплазму и «плазмодесмы».

 

 

 

Занятие 2. Строение клеточной стенки

 

Слоистость и исчерченность вторичных стенок стеблевых волокон Linum usitatissimum L. Задание:

  • с готового препарата поперечного среза стебля зарисовать волокно при большом увеличении микроскопа, указать первичную и вторичную клеточные стенки, полость клетки;
  • скальпелем разрезать продольно участок фиксированного стебля, содрать с древесины полоску наружных тканей, положить ее в каплю воды на предметное стекло эпидермой вверх и счистить скальпелем все наружные ткани до пучка светлых волокон; накрыть препарат покровным стеклом и при большом увеличении микроскопа зарисовать волокно с поверхности, указать исчерченность, поры (если попадутся).

Строение простой поры между эпидермальными клетками листа Aspidistra elatior Blume
Задание:

  • с нижней стороны листа срезать небольшой участок эпидермы, положить в каплю воды на предметное стекло, накрыть покровным стеклом и при большом увеличении микроскопа зарисовать клетки в оптическом сечении, указать клеточную стенку, полость клетки, внутреннее отверстие поры, замыкающую пленку поры.
  • с готового препарата при большом увеличении микроскопа зарисовать внутреннюю тангенциальную стенку клетки, указать внутренние отверстия пор.

Строение брахисклереиды перикарпия незрелого яблока Pyrus sp.
Задание:

  • срезать кусочек перикарпия, поместить его в каплю воды на предметное стекло, частично удалить воду фильтровальной бумагой, добавить 1-2 капли флороглюцина, через 0,5–1 мин. удалить флороглюцин фильтровальной бумагой и добавить 1 каплю концентрированной соляной кислоты, через 0,5–1 мин. удалить кислоту фильтровальной бумагой, добавить 1-2 капли глицерина и накрыть покровным стеклом. При большом увеличении микроскопа зарисовать брахисклереиду, указать первичную и вторичную стенки, слоистость вторичной стенки, полость клетки, поровые каналы, внутренние отверстия пор, замыкающие пленки пор.

Строение окаймленной поры между трахеидами вторичной ксилемы Pinus sylvestris L. Задание:

  • с готового препарата тангенциального среза ксилемы при большом увеличении микроскопа зарисовать участок клеточной стенки с порой в оптическом сечении, указать клеточную стенку, полость клетки, внутреннее отверстие поры в оптическом сечении, замыкающую пленку поры, торус.
  • с готового препарата радиального среза ксилемы при большом увеличении микроскопа зарисовать участок клеточной стенки с порой в плане, указать внутреннее отверстие и окаймление поры, просвечивающий контур торуса.

 

 

 

Занятие 3. Гистология высших растений

 

Эпидерма листовой пластинки Rhoeo sp. как пример сложной (комплексной) ткани.

  • Надрезать и содрать абаксиальную эпидерму, положить в каплю воды на предметном стекле наружной стороной вверх и накрыть покровным стеклом. При большом увеличении микроскопа зарисовать участок эпидермы с устьичным аппаратом, обозначить апертуру, замыкающие клетки с хлоропластами, побочные клетки, основные клетки эпидермы с лейкопластами.

Колленхима черешка Petasites sp. как пример простой ткани.

  • При большом увеличении микроскопа зарисовать с препарата поперечного среза стебля участок колленхимы, включающий межклетник, окружающие его полные клетки и фрагменты соседних с ними клеток, обозначить межклетник, клеточную стенку и полость клетки.

Склеренхима стебля Secale cereale L. как пример простой ткани.

  • При большом увеличении микроскопа зарисовать с готового препарата поперечного среза стебля участок склеренхимы, включающий 2-3 полные клетки и фрагменты окружающих их клеток.

Флоэма стебля Cucurbita pepo L.

  • При большом увеличении микроскопа с поперечного среза зарисовать участок флоэмы с перерезанными на разных уровнях ситовидными трубками, сопровождающими клетками и тяжевой паренхимой, обозначить эти элементы на рисунке.
  • При большом увеличении с продольного среза зарисовать участок флоэмы с члеником ситовидной трубки, прилежащим тяжом сопровождающих клеток и прилежащими клетками тяжевой паренхимы, обозначить эти элементы.

Сложная ситовидная пластинка ситовидных трубок Tilia cordata Miller.

  • На демонстрационном препарате при большом увеличении микроскопа с поперечного среза зарисовать сложную ситовидную пластинку ситовидной трубки и окружающие клетки, обозначить изображенные на рисунке элементы.

 

 

 

Занятие 4. Проводящие элементы ксилемы и вторичная ксилема (древесина)

 

Проводящие элементы ксилемы стебля Helianthus annuus L.

  • При большом увеличении микроскопа зарисовать с продольного среза стебля кольчатые, спиральные и сетчатые проводящие элементы, отметить протоксилему и метаксилему с вторичной ксилемой, окаймление и отверстие пор.

Членик сосуда вторичной сосудистой древесины (ксилемы) Ulmus pumila L.

  • На препарате мацерированной древесины среди волокон либриформа и других клеточных элементов найти членик сосуда и зарисовать его при большом увеличении микроскопа, отметив простые перфорации и межсосудистую поровость.

Вторичная трахеидальная древесина (ксилема) Pinus sylvestris L.

  • При большом увеличении микроскопа зарисовать участок поперечного среза на границе двух годовых приростов, обозначить продольные трахеиды поздней и ранней древесины, перерезанные поры на их стенках, лучи, смоляной ход с эпителием и паренхимной обкладкой.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать участок продольного тангенциального среза, обозначить продольные трахеиды с перерезанными порами на стенках, перерезанные однорядные лучи с лучевыми трахеидами и паренхимными клетками с перерезанными оконцевыми порами.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать участок продольного радиального среза, обозначить продольные трахеиды, отверстие, окаймление и торус их окаймленных пор, лучи с краевыми лучевыми трахеидами, имеющими мелкие окаймленные поры на стенках, и средние паренхимные клетки с крупными простыми оконцевыми порами на стенках, смежных с продольными трахеидами.

 

 

 

 

Занятие 5. Анатомия корня

 

Строение апекса корня Triticum aestivum L.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему продольного среза верхушки корня, показать корневой чехлик, апикальную меристему, зону растяжения клеток.
  • Приготовить препарат из кончика корня проростка пшеницы. При малом увеличении микроскопа зарисовать участок зоны всасывая с корневыми волосками.

Корень Iris sp.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза, показать кортекс и стелу с радиальным проводящим пучком, разрушившуюся ризодерму (если сохранилась), экзодерму, основную паренхиму кортекса, эндодерму, перицикл, флоэму и полиархную ксилему, склеренхимную сердцевину; обозначить экзархную протоксилему и пропускные клетки в эндодерме.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать с поперечного среза участки экзодермы и эндодермы с пропускной клеткой.

Корень двудольного растения при переходе ко вторичному строению.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза, показать ризодерму, кортекс и стелу с радиальным проводящим пучком, экзодерму, основную паренхиму кортекса, эндодерму, перицикл, флоэму и тетрархную или пентархную ксилему, а также дифференцирующийся камбий.

Корень Cucurbita pepo L. на стадии вторичного строения.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза корня, показать перидерму, пролиферирующий паренхимный перицикл, вторичные проводящие пучки из облитерированной первичной флоэмы, вторичных флоэмы и ксилемы, паренхимные лучи (называемые первичными), пучковый и межпучковый камбий, первичную ксилему.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать с поперечного среза участок камбиальной зоны на схематическом изображении радиального пучка.

Строение многолетнего корня Tilia sp. на поперечном срезе.

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корня липы. Зарисуйте его схему.

 

 

 

Занятие 6. Морфология побега

 

Побег Acer platanoides L. в безлистном состоянии.

  • Рассмотрите и зарисуйте 2-3-летний побег клена в безлистном состоянии. Обозначьте верхушечную почку, пазушную почку, узел, междоузлие, листовой рубец, листовой след, почечное кольцо.

Строение почек Sambucus racemosa L.

  • На побеге бузины найдите вегетативные и вегетативно-генеративные почки. Зарисуйте их внешний вид и продольный разрез. Рассмотрите на готовом препарате и зарисуйте серию листовых образований вегетативной почки. Обозначьте почечные чешуи (катафиллы), зачатки зеленых листьев (номофиллов), конус нарастания, зачаточный стебель, зачаточное соцветие.

Сериальные почки Lonicera xylosteum L.

  • На побеге жимолости найдите группу почек и зарисуйте их внешний вид.

Открытые почки Viburnum lantana L.

  • На побеге калины гордовины рассмотрите почки и зарисуйте их внешний вид.

Дихоподиальное нарастание при верхушечном дихотомическом ветвлении у Lycopodium sp.

Моноподиальное нарастание при боковом ветвлении у Picea abies (L.) Karst.

Симподиальное нарастание при боковом ветвлении у Betula pendula Roth или Tilia cordata Miller.

Симподиальное ложнодихотомическое нарастание при боковом ветвлении у Syringa sp.

  • Зарисуйте побеговую систему каждого из объектов. Обратите внимание на наличие верхушечных почек, веточных рубцов, положение осей разных порядков, пронумеровав их. Нарисуйте цветные схемы побеговых систем, отмечая разные порядки ветвления.

 

 

 

Занятие 7. Анатомия стебля и листа

 

Листовая пластинка Camelia sp.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза листовой пластинки в области средней жилки, показать адаксиальную и абаксиальную эпидерму, палисадную и губчатую хлоренхиму, коллатеральные проводящие пучки средней жилки и окружающую их паренхиму, звёздчатые склереиды (если есть на срезе), проводящие пучки мелких жилок (если есть на срезе); обозначить устьица.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать с поперечного среза листовой пластинки участок мезофилла с губчатой и палисадной хлоренхимой.

Листовая пластинка Echinochloa crusgalli (L.) P.Beauv.

  • При большом увеличении микроскопа зарисовать с поперечного среза листовой пластинки пучок мелкой жилки (схематично), его кранцевую обкладку и клетки хлоренхимы.

Стебель Polygonatum odoratum (Mill.) Druce

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза стебля, показать эпидерму, кортекс, атактостелу пальмового типа, основную паренхиму кортекса, склеренхимный перицикл, основную паренхиму стелы, флоэму и ксилему диффузно расположенных закрытых коллатеральных проводящих пучков; в ксилеме обозначить эндархную протоксилему.

Стебель Aristolochia clematitis L.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза стебля, показать колленхиму, основную паренхиму кортекса, перицикл, состоящий из склеренхимы и паренхимы, флоэму и ксилему проводящих пучков, камбиальную зону, сердцевинную паренхиму.

3–4-летняя ветвь Tilia cordata Mill.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза стебля, показать перидерму, пролиферирующую ткань кортекса, группы протофлоэмных волокон, слои механических и тонкостенных элементов вторичной флоэмы, камбиальную зону, вторичную ксилему с кольцами годовых приростов, первичную ксилему, перимедуллярную зону, сердцевинную паренхиму, лучи, часть которых дилатирует во флоэме.

 

 

 

 

Занятие 8.

 

Экскурсия в филиал ботанического сада МГУ "Аптекарский огород"

 

 

 
Малый практикум