Программа занятий малого практикума 1 курса Факультета Биоинформатики и Биоинженерии по дисциплине «Ботаника. Высшие растения»

в осеннем семестре 2021/2022 уч. года

cкачать файл.pdf

 

 

 

 

Занятие 1

Растительная клетка

1. Строение растительной клетки.

Клетки листа элодеи канадской (Elodea canadensis Michaux).

  • Приготовить тотальный препарат листа элодеи канадской, найти и зарисовать при большом увеличении прозенхимные клетки (в оптическом разрезе), обратить внимание на циклическое движение цитоплазмы; паренхимные клетки (в плане); клетку-зубчик. Отметить оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты, вакуоль.

 

Лейкопласты клеток эпидермы традесканции виргинской (Tradescantia virginiana L.).

  • Приготовить препарат эпидермы листа традесканции виргинской. При большом увеличении найти и зарисовать клетку с лейкопластами. Отметить цитоплазму, ядро, оболочку, вакуоль, лейкопласты.

 

Хромопласты клеток мякоти зрелых плодов ландыша майского (Convallaria majalis L.) и рябины обыкновенной  (Sorbus aucuparia L.).

  • Приготовить препараты мякоти зрелых плодов. На каждом из препаратов при большом увеличении найти и зарисовать клетку с хромопластами. Отметить цитоплазму, оболочку, вакуоль, хромопласты.

 

2. Эргастические вещества растительной клетки.

2а. Запасные вещества растительной клетки.

Крахмальные зёрна (амилопласты) клеток клубня картофеля (Solanum tuberosum L.).

  • Приготовить препарат соскоба мякоти клубня картофеля. При большом увеличении найти и зарисовать простое, полусложное (если есть) и сложное (если есть) крахмальные зёрна. Отметить «оболочку» крахмального зерна, центр крахмалообразования, слои крахмала.

           

Сложные алейроновые зёрна клеток эндосперма семени клещевины обыкновенной (Ricinus communis L.).

  • Приготовить препарат-мазок эндосперма семени клещевины, для контрастности нанесите на препарат водный раствор Люголя (I2+KI) и насыщенный раствор сахарозы. При большом увеличении найти и зарисовать алейроновые зёрна. Отметить «оболочку» алейронового зерна, глобоид, кристаллоид, аморфный белок.

           

2б. Экскреты растительной клетки.

Сросток кристаллов (друза) клеток первичной коры стебля кирказона (Aristolochia sp.).

  • На постоянном анатомическом препарате при большом увеличении микроскопа найти и зарисовать шаровидный сросток кристаллов.

 

 

 

 

Занятие 2

Растительные ткани

1. Разнообразие тканей в стебле тыквы обыкновенной (Cucurbita pepo L.).

  • На постоянном препарате поперечного среза стебля тыквы при малом увеличении рассмотреть и зарисовать схему его строения. Отметить эпидерму и анатомо-топографические зоны (кору и центральный цилиндр), а в их составе: гиподерму, представленную уголковой колленхимой; паренхиму коры; твердые слои перицикла, представленные склеренхимой и мягкие слои перицикла, представленные паренхимой; открытый биколлатеральный проводящий пучок, включающий наружную и внутреннюю флоэму, ксилему и камбий; сердцевинную полость.

 

2. Покровные ткани.

Эпидерма листа ириса (Iris sp.) на поперечном срезе.

  • На постоянном препарате при большом увеличении найти и зарисовать участок эпидермы с устьичным аппаратом. Обозначить основные эпидермальные клетки, замыка­ющие клетки устьица, устьичную щель, клетки мезофилла листа, подустьичную полость, кутикулу.
  •  

Перидерма стебля бузины (Sambucus racemosa L.).

  • На постоянном препарате при большом увеличении найдите и зарисуйте участок перидермы с чечевичкой, обратите внимание на подстилающую ткань – пластинчатую колленхиму. Обозначить отмерший эпидермис, феллему (пробку), феллоген (пробковый камбий), феллодерму, выполняющую ткань чечевички.
  •  

3. Механические ткани.

Рыхлая колленхима черешка листа белокопытника (Petasites sp.).

  • При большом увеличении микроскопа зарисовать с препарата поперечного среза черешка участок колленхимы, включающий межклетник, окружающие его полные клетки и фрагменты соседних с ними клеток, обозначить межклетник, клеточную стенку и полость клетки.
  •  

Склереиды (каменистые клетки) околоплодника груши (Pyrus communis L.).

  • Приготовить препарат из мякоти околоплодника груши, содержащего каменистые клетки. Обработать препарат раствором флороглюцина и концентрированным раствором HCl. На большом увеличении найти и зарисовать каменистую клетку с окрашенной в красно-малиновый цвет лигнифицированной оболочкой. Обратить внимание на сливающиеся ("ветвистые") поровые каналы.

 

 

 

 

Занятие 3

Проводящие ткани

Строение ксилемы стебля тыквы (Cucurbita pepo L.).

  • При большом увеличении микроскопа с продольного среза стебля зарисовать кольчатые, спиральные, сетчатые и точено-пористые проводящие элементы, отметить протоксилему, метаксилему и вторичную ксилему, окаймление и отверстие пор. При отсутствии на препарате каких-то из перечисленных трахеальных элементов использовать дополнительно препарат продольного среза стебля подсолнечника (Helianthus annuus L.) и кукурузы (Zea mays L.).
  • На постоянном препарате поперечного среза стебля тыквы при большом увеличении найти и зарисовать участок вторичной ксилемы. Отметить сосуд с точено-пористой стенкой и паренхиму.

 

Строение флоэмы стебля тыквы (Cucurbita pepo L.).

  • При большом увеличении микроскопа с поперечного среза зарисовать участок флоэмы с перерезанными на разных уровнях ситовидными трубками (в том числе на уровне простой ситовидной пластинки), сопровождающими клетками и тяжевой паренхимой, обозначить эти элементы на рисунке.
  • При большом увеличении с продольного среза зарисовать участок флоэмы с члеником ситовидной трубки, прилежащим тяжом сопровождающих клеток и прилежащими клетками тяжевой паренхимы, обозначить эти элементы.

 

 

 

 

 Занятие 4

Анатомия корня

Строение верхушки корня лука (Allium sp.).

  • На готовом препарате, при малом увеличении микроскопа, зарисовать схему строения верхушки корня. Отметить корневой чехлик, зону деления и зону роста зону.
  • При большом увеличении зарисовать группу клеток зоны деления, отразив особенности клеток и ткани в целом.

 

Первичное строение корня ириса (Iris sp.) в зоне проведения.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза. Обозначить разрушившуюся ризодерму (если сохранилась) и анатомо-топографические зоны (кору и центральный цилиндр), а в их составе: экзодерму; основную паренхиму коры; эндодерму с пропускными клетками; перицикл; радиальный полиархный проводящий пучок, включающий первичную флоэму, прото- и метаксилему; склеренхимную сердцевину.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать с поперечного среза фрагменты экзодермы с прилегающей к ней паренхимой кортекса и эндодермы с пропускной клеткой.

 

Корень двудольного растения в зоне всасывания при переходе ко вторичному строению.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза. Обозначить ризодерму и анатомо-топографические зоны (кору и центральный цилиндр), а в их составе: экзодерму; основную паренхиму коры; эндодерму; перицикл; флоэму и тетрархную или пентархную ксилему, а также дифференцирующийся камбий.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать фрагмент эндодермы, показав пояски Каспари.

 

Вторичное строение корня тыквы обыкновенной (Cucurbita pepo L.) в зоне проведения.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза корня, показать и обозначить слабо развитую перидерму, пролиферирующий паренхимный перицикл, вторичные проводящие пучки из облитерированной первичной флоэмы, вторичных флоэмы и ксилемы, первичные паренхимные лучи, пучковый и межпучковый камбий, прото- и метаксилему.

 

Вторичное строение многолетнего корня липы (Tilia sp.).

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза. Обозначить перидерму, паренхиму, возникшую при пролиферации перицикла, вторичную флоэму, камбиальную зону, кольцо прироста вторичной ксилемы, первичную ксилему, первичные и вторичные лубо-древесинные лучи, сердцевину.

 

 

 

 

Занятие 5

Метаморфозы корня

1. Морфология метаморфозов корня

  • Рассмотреть и зарисовать внешний вид: корнеплодов свёклы (Beta vulgaris L.), моркови (Daucus carota L.), редьки (Raphanus sativus L.); корневых клубней спаржи Шпренгера (Asparagus sprengeri Regel), чистяка (Ficaria verna Hudson); втягивающих корней лилии (Lilium sp.); воздушных корней орхидеи; бактериальных клубеньков растения семейства бобовых (Leguminosae).

 

2. Анатомия метаморфозов корня.

Строение корнеплода моркови (Daucus carota L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотреть при малом увеличении микроскопа постоянный препарат поперечного среза корнеплода моркови. Зарисовать его схему. Обозначить перидерму, первичную ксилему, камбиальную зону, вторичную флоэму, вто­ричную ксилему, первичный лубо-древесинный луч, вторичный лубо-древесинный луч.

 

Строение корнеплода редьки (Raphanus sativus L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотреть при малом увеличении микроскопа постоянный препарат поперечного среза корнеплода редьки. Зарисовать его схему. Обозначить перидерму, первичную ксилему, камбиальную зону, вторичную флоэму, вто­ричную ксилему, первичный лубо-древесинный луч, вторичный лубо-древесинный луч.

 

Строение корнеплода свёклы (Beta vulgaris L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотреть при малом увеличении микроскопа постоянный препарат поперечного среза корнеплода свёклы. Зарисовать его схему. Обозначить перидерму, первичную ксилему, камбиальную зону, вторичную флоэму, вто­ричную ксилему, первичный лубо-древесинный луч, вторичный лубо-древесинный луч.

 

Строение веламена воздушного корня орхидеи на поперечном срезе.

  • Рассмотреть при большом увеличении микроскопа постоянный препарат поперечного среза корня орхидеи. Зарисуйте участок веламена и подстилающей его экзодермы, отразив особенности строения клеточных стенок этих тканей.

 

 

 

 

Занятие 6

Морфология побега

1. Строение побега, его ветвление и нарастание

Моноподиальное нарастание при боковом ветвлении у рябины обыкновенной (Sorbus aucuparia L.)

  • Зарисовать 3-5-летнюю систему вегетативных побегов безлистном состоянии. Обратить внимание на наличие ауксибластов и брахибластов. Обозначить верхушечную почку, пазушную почку, узел, междоузлие, листовой рубец, почечное кольцо. Обратить внимание на положение осей разных порядков, пронумеровав их. Нарисовать схему положения осей разных порядков, отметив разные порядки ветвления и изобразив их разными цветами.
  • Внимательно рассмотреть листовой рубец. Зарисовать участок стебля с листовым рубцом, показав пучки листового следа.

 

Симподиальное нарастание при боковом ветвлении у липы мелколистной (Tilia cordata Miller) или ивы (Salix sp.).

  • Внимательно рассмотреть верхнюю часть побега в безлистном состоянии, найти место абортации верхушечной почки. Обозначить псевдотерминальную почку, пазушную почку, листовой рубец, веточный рубец. Нарисовать схему положения осей разных порядков при симподиальном нарастании, отметив разные порядки ветвления и изобразив их разными цветами.

 

2. Строение почек.

Строение покоящейся закрытой почки яблони (Malus sp.) 

  • Рассмотреть и зарисовать внешний вид почки.
  • Препаровальными иглами последовательно отделить все почечные чешуи и зачатки листьев.  Зарисовать в виде серии катафиллы (почечные чешуи) разной формы, катафилл переходного типа, зачаточный номофилл (ассимилирующий лист). Обозначить основание листа, прилистники, зачаток листовой пластинки.

 

Строение терминальной почки элодеи канадской (Elodea canadensis Michx.) 

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему продольного терминальной почки. Обозначить конус нарастания, зачатки листьев на разных стадиях развития, зачатки инвагинальных чешуек.

 

Открытые почки калины гордовины (Viburnum lantana L.).

  • На побеге найти почку и зарисовать её. Обратить внимание на отсутствие почечных чешуй.

 

Сериальные пазушные почки жимолости лесной (Lonicera xylosteum L.).

  • На побеге найти группу сериальных почек и зарисовать их с участком стебля, показав также рубец от кроющего листа.

 

Коллатеральные пазушные почки чеснока (Allium sativum L.).

  • Зарисовать внешний вид пазушных луковиц в пазухе частично срезанной плёнчатой чешуи.

 

3. Метаморфозы частей побега

Метаморфозы частей побега на примере усиков.

  • Зарисовать участки побегов гороха посевного (Pisum sativum L.), либо видов чины (Lathurus sp.) или горошка (Vicia sp.) и девичьего винограда (Parthenocissus quinquefolia (L.) Planch.), учитывая взаимное расположение органов, определить морфологическую природу усиков, обозначить все структуры побегов, обозначить порядки ветвления побегов.

 

Метаморфозы частей побега на примере филлокладиев и кладодиев.

  • Зарисовать участки побегов иглицы (Ruscus sp.) и гомалокладиума плосковеточного (Homalocladium platycladum (F.J. Müll.) L.H. Bailey), учитывая взаимное расположение органов, выявить филлокладии и кладодии, обозначить на рисунках стебли и кроющие листья.

 

 

 

 

Занятие 7

Анатомия стебля травянистых цветковых растений

Строение стебля мыльнянки лекарственной (Saponaria officinalis L.).

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза стебля. Отметить эпидерму и анатомо-топографические зоны (кору и центральный цилиндр), а в их составе: колленхиму, основную паренхиму кортекса (коры); перицикл, состоящий из склеренхимы и паренхимы; первичную и вторичную флоэму, первичную и вторичную ксилему; камбиальную зону; сердцевинную паренхиму. Обратить внимание на непучковое расположение проводящих тканей.

 

Строение стебля кирказона (Aristolochia sp.) на поперечном срезе.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза стебля. Отметить эпидерму и анатомо-топографические зоны (кору и центральный цилиндр), а в их составе: колленхиму, основную паренхиму кортекса (коры); перицикл, состоящий из склеренхимы и паренхимы; первичную и вторичную флоэму, первичную и вторичную ксилему циклически расположенных (эвстела) открытых коллатеральных проводящих пучков; камбиальную зону; сердцевинную паренхиму.

 

Строение стебля купены лекарственной (Polygonatum odoratum (Miller) Druce).

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза стебля. Отметить эпидерму и анатомо-топографические зоны (кору и центральный цилиндр), а в их составе: паренхиму кортекса (коры); склеренхимный перицикл; основную паренхиму стелы (центрального цилиндра); первичную флоэму, прото- и метаксилему ксилему диффузно расположенных (атактостела пальмового типа) закрытых коллатеральных проводящих пучков.

 

Строение стебля ржи посевной (Secale cereale L.).

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза стебля. Отметить эпидерму, гиподермально лежащие склеренхиму и хлоренхиму; первичную флоэму, прото- и метаксилему, расположенных двумя кольцами (атактостела коммелинового типа) закрытых коллатеральных проводящих пучков; сердцевинную полость.

 

Строение корневища ландыша (Convallaria majalis L.).

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза стебля. Отметить эпидерму и анатомо-топографические зоны (кору и центральный цилиндр), а в их составе: паренхиму кортекса (коры); эндодерму с подковообразными утолщениями оболочки; паренхимный перицикл; основную паренхиму стелы (центрального цилиндра); первичную флоэму, прото- и метаксилему ксилему, расположенных двумя кольцами (атактостела коммелинового типа) закрытых коллатеральных (наружных) и амфивазальных (внутренних) проводящих пучков.

 

 

 

 

Занятие 8

Анатомия стебля древесных растений

Анатомическое строение стебля липы на поперечном срезе (Tilia cordata Miller).

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза стебля, показать и обозначить перидерму, пролиферирующую ткань кортекса, группы протофлоэмных волокон, слои механических (твёрды луб) и тонкостенных (мягкий луб – паренхима, ситовидные трубки со спутниками) элементов вторичной флоэмы, камбиальную зону, вторичную ксилему с кольцами годовых приростов, первичную ксилему, перимедулярную зону, сердцевинную паренхиму, лучи, часть которых дилатирует во флоэме.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать фрагмент вторичной флоэмы. Отметить  лубяные волокна, паренхиму, ситовидные трубки с перерезанными ситовидными пластинками, клетки-спутницы (сопровождающие клетки), клетки тяжевой паренхимы и паренхимы луча.

 

Строение вторичной трахеидальной ксилемы (древесины) сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.).

  • При большом увеличении микроскопа зарисовать участок поперечного среза на границе двух годовых приростов, обозначить продольные трахеиды поздней и ранней древесины, перерезанные поры на их стенках, лучи, смоляной ход с эпителием и паренхимной обкладкой.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать участок продольного тангенциального среза, обозначить продольные трахеиды с перерезанными порами на стенках, перерезанные однорядные лучи с лучевыми трахеидами и паренхимными клетками с перерезанными оконцевыми порами.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать участок продольного радиального среза, обозначить поле перекрёста, продольные трахеиды, лучи с краевыми лучевыми трахеидами, имеющими мелкие окаймленные поры на стенках, и средние паренхимные клетки с крупными оконцевыми порами на стенках, смежных с продольными трахеидами.

 

 

 

 

Занятие 9

Морфология и анатомия листа

1. Морфология листа.

  • Очередное листорасположение у бука восточного (Fagus orientalis Lipsky).
  • Супротивное листорасположение у вербейника монетчатого (Lysimachia nummularia L.).
  • Мутовчатое листорасположение у вербейника обыкновенного (Lysimachia vulgaris L.).

У каждого из объектов зарисовать фрагмент побега с 2-3 узлами, показав особенности филлотаксиса.    

      

Ярусные категории (формации) листьев ландыша (Convallaria majalis L.).

  • Зарисовать общий вид растения с вегетативным и генеративным побегом. Отметить листья низовой (катафиллы), срединной (номофиллы) и верховой (гипсофиллы) формации.

 

Гетерофиллия у стрелолиста (Sagittaria sagittifolia L.).

  • Зарисовать общий вид растения с листьями разной формы.

           

  • Простой лист боярышника (Crataegus sp.) со свободными прилистниками.
  • Простой лист горца змеиного (Polygonum bistorta L.) c прилистниками, преобразованными в раструб.
  • Простой лист сныти (Aegopodium podagraria L.) c основанием, преобразованными во влагалище.
  • Сложный непарноперистый лист шиповника (Rosa sp.) с приросшими к черешку прилистниками.

У каждого из объектов зарисовать общий вид листа, отразив особенности строения. Обозначить структурные части листа.

 

2. Анатомия листа.

Анатомическое строение листа камелии японской (Camellia japonica L.) на поперечном срезе.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза листовой пластинки в области жилки, показать адаксиальную и абаксиальную эпидерму, палисадную и губчатую хлоренхиму, коллатеральный проводящий пучок и окружающую его паренхиму, звёздчатые склереиды (если есть на срезе).
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать с поперечного среза листовой пластинки участок мезофилла с губчатой и палисадной хлоренхимой.

           

Анатомическое строение хвоинки сосны (Pinus sylvestris L.) на поперечном срезе.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему поперечного среза хвоинки сосны. Отметить эпидерму, гиподерму, складчатый мезофилл со смоляными ходами, эндодерму с поясками Каспари, трансфузионную ткани, проводящие пучки (жилки) и склеренхиму.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать фрагмент, включающий эпидерму с одним устьицем, несколько клеток гиподермы и складчатого мезофилла.

 

 

 

Занятие 10

Коллоквиум по темам 1-9 занятий

 

 

 

 

Занятие 11

Надотдел Мохообразные (Bryomorphae)

Отдел Печеночники (Marchantiophyta)

Строение Marchantia polymorpha L.

  • Зарисовать внешний вид таллома сверху под бинокуляром (спиртовой или гербарный материал), отметить положение апикальной меристемы, срединное ребро и границы воздухоносных камер с устьицами, а также антеридиофоры или архегониофоры.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать продольный срез антеридиофора, отметить антеридиальные камеры, антеридии на коротких ножках; обратить внимание антеридии, находящиеся на разных стадиях развития.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать продольный срез архегониофора, отметить архегонии, псевдопериантий (покров архегония) и перихеций (общий покров группы архегониев).
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать строение спорогония.

 

Споры и элатеры Ptilidium sp.

  • На постоянном препарате при большом увеличении зарисовать споры и элатеры.

 

Отдел Мхи (Bryophyta)

Строение Polytrichum sp.

  • На гербарном материале рассмотреть и зарисовать гаметофит кукушкина льна, с расположенным на нём спорогонием. Отметить "стебель" (каулидий), "листья" (филлидии), ризоиды, спорогоний.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать схему строения поперечного среза "стебля". Отметить стереом, лептом и гидром.
  • Зарисовать под бинокуляром внешний вид спорогония с колпачком и без него (спиртовой или гербарный материал).
  • Зарисовать при малом увеличении микроскопа продольный срез коробочки (постоянный препарат), показать апофизу, шейку, урночку с эпифрагмой и споровым мешком на хлорофиллоносных нитях, крышечку и зубцы перистома.

 

Строение листа Sphagnum sp.

  • Зарисовать при большом увеличении микроскопа участок клеточной сети листа, показать гиалоцисты и хлороцисты.

 

 

 

 

Занятие 12

Отдел Плауновидные (Lycopodiophyta)

Класс Lycopodiopsida

Строение Lycopodium sp.

  • Зарисовать схему строения стебля в поперечном сечении при малом увеличении микроскопа и при большом увеличении микроскопа деталь строения стелы, показывающую взаимное расположение ксилемы и флоэмы.
  • Зарисовать под бинокуляром внешний вид спороносного колоска (спиртовой материал). Вычленить из стробила отдельный спорофилл и зарисовать, рассматривая под бинокуляром, внешний вид спорофилла со спорангием на его верхней (адаксиальной) стороне.
  • Зарисовать с постоянного препарата при большом увеличении микроскопа спору в плане с проксимальной и с дистальной сторон.

 

Класс Selaginellopsida

Строение спороносного колоска Selaginella sp.

  • Зарисовать с готового препарата участок продольного среза стробила, показать микро- и мегаспорофиллы, микро- и мегаспорангии, микро- и мегаспоры, лигулы.

 

Отдел Папоротниковидные (Pteridophyta)

Класс Equisetopsida

Строение Equisetum sp.

  • На постоянном препарате при малом увеличении микроскопа рассмотреть поперечный срез стебля хвоща, зарисовать схему его строения. Обратить внимание на валлекулярные полости и каринальные каналы.
  • Зарисовать под бинокуляром внешний вид спороносного колоска (спиртовой материал). Вычленить из стробила отдельный спорпангиофор и зарисовать, рассматривая под бинокуляром, внешний вид спорангиофора со спорангиями.
  • Вскрыть спорангий и переместить споровую массу на отдельное предметное стекло. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать спору во влажном состоянии со свернутыми гаптерами и спору в сухом состоянии с развернувшимися гаптерами.

 

Класс Polypodiopsida

Строение диктиостелы.                                                                

  • Зарисовать внешний вид мацерированной диктиостелы Dryopteris sp.
  • Зарисовать с постоянного препарата под малым увеличением микроскопа схему поперечного среза стебля с диктиостелой у Thelypteris palustris Schott. Предварительно необходимо внимательно рассмотреть детали строения всех тканей при большом увеличении.

 

Строение соруса страусника (Matteuccia struthiopteris (L.) Todaro).

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему строения двух сорусов на поперечном срезе листа, отметить пластинку листа, плаценту, индузий и спорангии

 

Строение спорангия лептоспорангиатного папоротника.

  • Вычленить из соруса Dryopteris filix-mas (L.) Schott или другого папоротника спорангии. Зарисовать невскрытый спорангий в боковом положении в капле воды, отметить ножку, вертикальное кольцо и устье.

 

Строение заростка лептоспорангиатного папоротника.

  • При малом увеличении микроскопа зарисовать схему строения заростка папоротника, отметив ризоиды, положение архегониев и антеридиев.

 

 

 

Занятие 13

Отдел Голосеменные (Gymnospermae)

Класс Cycadopsida

Строение микро- и мегаспорофиллов Ceratozamia mexicana Brongn.

Зарисовать внешний вид микроспорофилла с абаксиальной стороны, показать ценосорус из сорусов, состоящих из 2-3 микроспорангиев.

Зарисовать внешний вид мегаспорофилла с семязачатками (семяпочками).

 

Класс Ginkgoopsida

Строение микро- и  мегастробилов гинкго (Ginkgo biloba L.).

  • Зарисовать внешний вид мегастробила с развитыми и недоразвитыми семезачатками.
  • Зарисовать внешний вид микростробила. Вычленить микроспирофилл и зарисовать его под бинокуляром.

 

Лист гинкго (Ginkgo biloba L.).

  • Зарисовать лист гинкго, обратив внимание на особенности жилкования.

 

Класс Pinopsida

Строение чешуй женской шишки лиственницы  (Larix sp.).

  • Вычленить из молодой шишки (спиртовой материал) кроющую и расположенную в её пазухе семенную чешую и зарисовать их вместе с адаксиальной стороны.
  • Вычленить семенную чешую зрелой шишки (спиртовой материал) и зарисовать её, отметив два семязачатка с намечающимися крылышками.

 

Строение репродуктивных органов сосны (Pinus sp.).

  • Зарисовать при малом увеличении микроскопа с постоянного препарата схему продольного среза семязачатка, отметить интегумент, пыльцевход (микропúле), нуцеллус, женский заросток (первичный эндосперм) с архегониями.
  • При большом увеличении микроскопа зарисовать c постоянного препарата продольный разрез микростробила, отметив ость, микроспорофиллы и спорангии.
  • Вычленить из микростробила отдельный микроспорофилл и зарисовать его внешний вид, показав пару микроспорангиев на нижней (абаксиальной) стороне.
  • Зарисовать c постоянного препарата пыльцевое зерно в экваториальном положении, показав пару воздушных мешков, 2 проталлиальные клетки, антеридиальную клетку  и сифоногенную клетки и их ядра. На более поздних стадиях антеридиальная клетка делится на клетку-ножку и генеративную клетку.

 

 

 

 

Занятие 14

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые (Angiospermae)

Цветок

Строение цветка гусиного лука (Gagea sp.).

  • Зарисовать цветок, отметив простой околоцветник, андроцей и синкарпный гинецей.  Составить формулу и диаграмму цветка.

 

Строение цветка лютика (Ranunculus sp.).

  • Зарисовать цветок, отметив чашечку, венчик, андроцей и апокарпный гинецей.  Составить формулу и диаграмму цветка.

 

Строение пыльника и мужского гаметофита (пылинки) лилии (Lilium sp.).

  • Зарисовать с постоянного препарата при малом увеличении микроскопа схему поперечного среза пыльника Lilium sp., показать микроспорангии, теки, связник, проводящий пучок. При большом увеличении микроскопа зарисовать детально небольшой участок стенки пыльника, показав эпидерму, фиброзный слой (эндотеций), а также, если они видны, средние слои и тапетум. Изобразить характер утолщений клеточных стенок в фиброзном слое.
  • Зарисовать с постоянного препарата поперечного среза пыльника двухклеточное пыльцевое зерно, показать ядро сифоногенной и генеративную клетку.

 

Строение семязачатка (семяпочки) и зародышевого мешка (женского гаметофита)

  • Зарисовать с постоянного препарата продольный срез анатропной семяпочки с двумя интегументами у Scilla sp. Отметить фуникулус, наружный и внутренний интегументы, халазу, нуцеллус, микропúле, зародышевый мешок (если он виден).
  • Зарисовать при большом увеличении микроскопа детали строения зародышевого мешка Chelidonium majus L. Отметить яйцеклетку, синергиды, антиподы, диплоидную клетку.

 

Строение гинецея.

Зарисовать схему поперечного разреза:

  • апокарпный гинецей аконита (Aconithum sp.).
  • синкарпный гинецей тюльпана (Tulipa sp.);
  • паракарпный гинецей фиалки (Viola sp.);
  • лизикарпный гинецей куколя (Agrostemma githago L.).

 

 

 

 

Занятие 15

Плод. Семя

Строение плодов.

Зарисовать строение плодов.

Апокарпные плоды.

  • спиральная многолистовка купальницы европейской (Trollius europaeus L.);
  • циклическая многолистовка пиона древовидного (Paeonia suffruticosa Andr.);
  • боб караганы древовидной (Caragana arborescens L.);
  • сочная однолистовка воронца (Actaea sp.) (внешний вид и поперечный срез);
  • многоорешек лю­тика (Ranunculus sp.);
  • анемохорный многоорешек ломоноса (Clematis sp.)
  • цинародий (многоорешек) шиповника (Rosa sp.).
  • Паракарпные плоды
  • коробочка (верхняя) мака (Papaver sp.);
  • стручок капусты (Brassica sp.);
  • ягода (нижняя) крыжовника (Ribes grossularia L.);
  • семянка козлобородника (Tragopogon sp.).

 

Синкарпные плоды

  • гемисинкарпная коробочка руты душистой (Ruta graveolens L.)
  • двукрылатка клена (Acer sp.);
  • однокрылатка ясеня (Fraxinus excelsior L.)
  • дробный синкарпий хатьмы (Lavatera thuringiaca L.)
  • вислоплодник фенхеля (Foeniculum vulgare L.)
  • коробочка (нижняя) ириса (Iris sp.);
  • яблоко яблони (Malus domestica L.) (внешний вид и поперечный срез);
  • орех лещины (Corylus avellana L.);
  • желудь дуба (Quercus robur L.).

 

Лизикарпные плоды

  • коробочка первоцвета (Primula veris L.) (внешний вид и продольный срез).

 

Строение семян.

Строение семени хурмы (Diospyros kaki Thunb.).

  • Зарисовать внешний вид и продольный срез семени хурмы. Отметить семенную кожуру, эндосперм, зародыш и его части (корень, стебель, семядоли, почку).

 

Строение семени фасоли (Phaseolus vulgaris L.).

  • Зарисовать внешний вид семени с боку и со стороны рубчика. Зарисовать зародыш с раздвинутыми в стороны семядолями. Отметить семенную кожуру, микропиле, рубчик, зародыш и его части (корень, стебель, семядоли, почку).

 

Строение семени орхидеи.

  • При большом увеличении микроскопа на тотальном препарате зарисовать семя орхидеи. Обратить внимание на недоразвитие зародыша и отсутствие запасающих тканей.

 

 

 

Занятие 16

Экскурсия в филиал ботанического сада МГУ "Аптекарский огород"

 

 

 

 

 

 
Малый практикум