Программа занятий малого практикума по курсу общей ботаники (высшие растения) по направлению подготовки “ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ”

в осеннем семестре

cкачать файл.doc

 

  Занятие 1
Растительная клетка

1.    Общее строение растительной клетки.

Клетки листа элодеи канадской (Elodea canadensis Michaux).

  • Приготовьте тотальный препарат листа элодеи канадской, найдите и зарисуйте при большом увеличении прозенхимные клетки, обратите внимание на циклическое движение цитоплазмы; паренхимные клетки (в оптическом сечении и в плане); клетку-зубчик. Отметьте оболочку, цитоплазму, хлоропласты, предположительные границы вакуоли, стрелками – направление движения цитоплазмы.

Плазмолиз в клетках листа элодеи

  • Вплотную к покровному стеклу нанесите на предметное стекло каплю 20%-го водного раствора сахарозы, а с другой стороны поднесите к покровному стеклу фильтровальную бумагу. Держите бумагу, пока сахароза не зайдёт под покровное стекло. Выждав 3-5 мин. зарисуйте клетки (в оптическом сечении) на разных стадиях плазмолиза.

2.    Строение оболочки растительной клетки.
Плазмодесменные канальцы в первичных оболочках клеток эндосперма xурмы (Diospyros kaki Thunb.) – постоянный препарат. 

  • Зарисуйте при большом увеличении микроскопа несколько клеток эндосперма, обратив внимание на плазмолизированные протоплаты клеток и толстые первичные оболочки, пронизанные тонкими плазмодесменными канальцами. 

Поры во вторичной оболочке клеток эпидермы листа аспидистры (Aspidistra elatior Blume) – постоянный препарат.

  • Зарисуйте при большом увеличении микроскопа несколько клеток, обратив внимание на наличие вторичной оболочки, простых пор на срезе, поровой мембраны.   

3.    Эргастические вещества растительной клетки.
 Запасные вещества растительной клетки:

  • Запасной крахмал и алейрон в клетках семядолей гороха (Pisum sativum L.). Тонкий срез семядолей необходимо положить в воду, обработать раствором йода в водном растворе йодида калия, затем перенести в глицерин и накрыть покровным стеклом. При большом увеличении микроскопа внимательно рассмотрите клетки, отметив в них крупные синие от реакции с йодом амилопласты, каждый из которых целиком заполнен крахмальным зерном и простые алейроновые зерна, представленные мелкими золотистыми гранулами.

Экскреты растительной клетки (кристаллы оксалата кальция):

Одиночные призматические кристаллы и кристаллические сростки клеток наружных чешуй луковицы лука репчатого (Allium cepa L.).

  • Приготовьте препарат сухой чешуи луковицы лука репчатого, заключив объект в глицерин и накрыв покровным стеклом. Найдите и зарисуйте при большом увеличении одиночные призматические кристаллы.

Сросток кристаллов (друза) клеток первичной коры 3-4 летней ветки липы (Tlila cordata L.)

  • На постоянном препарате среза стебля липы во внешних слоях тканей найдите сначала на малом увеличении, а затем зарисуйте на большом шаровидный сросток кристаллов - друзу.

 

 


Занятие 2
Растительные ткани

1.    Разнообразие тканей 
Разнообразие тканей в  стебле тыквы обыкновенной (Cucurbita pepo L.). 

  • На постоянном препарате поперечного среза стебля тыквы при малом увеличении рассмотрите и зарисуйте СХЕМУ его строения. С помощью условных обозначений отметьте эпидерму, уголковую колленхиму, паренхиму коры, склеренхиму, проводящие ткани в составе биколлатеральных проводящих пучков, сердцевинную полость. 
  • На большом увеличении микроскопа зарисуйте крупно несколько клеток колленхимы, несколько клеток паренхимы и несколько клеток склеренхимы, обращая внимание на особенности утолщения клеточных стенок.

2.     Покровные ткани.
Эпидерма листа ириса (Iris sp.) на поперечном срезе.

  • На постоянном препарате при большом увеличении найдите и зарисуйте участок эпидермы с устьичным аппаратом. Обозначьте: собственно эпидермальные клетки с утолщенной внешней стенкой и покрывающей её кутикулой, замыка¬ющие клетки устьица, устьичную щель, клетки мезофилла листа, подустьичную полость. 

Перидерма стебля бузины (Sambucus racemosa L.).

  • На постоянном препарате при большом увеличении найдите и зарисуйте участок перидермы с чечевичкой. Обозначьте: по краям чечевички собственно перидерму, состоящую из феллемы, феллогена и феллодермы, в области чечевички феллоген и феллодерму чечевички, а также выполняющую ткань чечевички. Обратите внимание на особенное расположение клеток в этих зонах.

3.    Механические ткани. 
Брахисклереиды околоплодника груши (Pyrus communis L.).

  • Самостоятельно приготовьте препарат из мякоти околоплодника груши, содержащего каменистые клетки. Для этого проведите реакцию флороглюцина с соляной кислотой (срез положите в каплю флороглюцина, через 30 сек. удалив флороглюцин фильтровальной бумагой, затем обработайте срез концентрированной HCL и также удалите кислоту фильтровальной бумагой). Потом перенесите срез в глицерин, накройте покровным стеклом и внимательно рассмотрите на малом увеличении микроскопа. Найдите группу склереид с окрашенными в розовый цвет одревесневшими оболочками. На большом увеличении зарисуйте 2-3 такие клетки, обращая внимание на взаимосвязь поровых канальцев. Отметьте полость клеток, где находился протопласт, слоистую вторичную клеточную стенку, поровые канальцы, укажите положение первичной оболочки и поровой мембраны.

4. Абсорбционные ткани. Веламен в воздушном корне эпифитной орхидеи.

  • На постоянном препарате поперечного среза корня орхидеи рассмотрите зону веламена из крупных клеток со спиральными утолщениями оболочек и подстилающую её экзодерму. На большом увеличении зарисуйте несколько клеток веламена.

 

 

 


Занятие 3
Проводящие ткани

1.    Ксилема
Проводящие элементы ксилемы в стебле подсолнечника (Helianthus annuus L.).

  • На постоянных препаратах продольного среза стебля подсолнечника найдите и при большом увеличении зарисуйте кольчатый и спиральный проводящие элементы протоксилемы, точечно-пористый элемент метаксилемы и вторичной ксилемы, отметив расположение окаймленных пор и простой перфорационной пластинки.

Членик сосуда древесины (вторичной ксилемы) Ulmus pumila L.

  • На препарате мацерированной древесины среди волокон либриформа и других клеточных элементов найти членик сосуда и зарисовать его при большом увеличении микроскопа, отметив межсосудистые окаймленные поры на боковых стенках и простые перфорации на конечных.

2.    Флоэма
Проводящие элементы флоэмы в стебле тыквы (Cucurbita pepo L.)

  • На постоянном препарате поперечного среза тыквы найдите и при большом увеличении зарисуйте зону вторичной флоэмы в составе крупных биколлатеральных пучков, отметив ситовидные трубки, перерезанные на разных уровнях, простые ситовидные пластинки, клетки-спутницы, клетки тяжевой флоэмной паренхимы. 
  • На постоянном препарате продольного среза тыквы найдите участок вторичной флоэмы и на большом увеличении зарисуйте ряд расположенных друг над другом члеников ситовидной трубки, разделяющую их ситовидную пластинку, примыкающий к каждому членику ряд клеток-спутниц.

3.    Строение проводящего пучка
Строение проводящего пучка стебля кукурузы (Zea mays L.)

  • Рассмотрите постоянный препарат поперечного среза стебля. Сделайте подробный анатомический рисунок строения закрытого коллатерального проводящего пучка, отметив широкопросветные элементы метаксилемы, более мелкие элементы протоксилемы, остатки разрушающейся протофлоэмы, составляющие метафлоэму ситовидные трубки и клетки-спутницы, а также механическую обкладку пучка. 

 

 

 


Занятие 4
Анатомия корня

 

Молодой корень пшеницы мягкой (Triticum aestivum L.)

  • Отрезанный от пророщенной зерновки корень положите в каплю воды на предметное стекло и, накрыв покровным, зарисуйте на малом увеличении схему расположения функциональных зон корня. Отметьте корневой чехлик, зону деления, зону роста и всасывания; При большом увеличении зарисуйте особенности клеток ризодермы в зоне всасывания.

Корень ириса (Iris germanica L.) на поперечном срезе в зоне про¬ведения.

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корня ириса. Зарисуйте схему его строения, отметив на ней экзодерму, паренхиму первичной коры (кортекса), эндодерму с пропускными клетками, перицикл, полиархный проводящий пучок (а в нём прото- и метафлоэму, прото- и метаксилему, а также центральный тяж механической ткани прокамбального происхождения. Покажите на схеме взаимное расположение анатомо-топографических зон: покровной зоны, зоны первичной коры (кортекса) и центрального цилиндра (стелы). На большом увеличении найдите и зарисуйте участок эндодермы с пропускной клеткой. 

Первичное строение корня тыквы (Cucurbita pepo L.) на поперечном срезе

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корня тыквы. Зарисуйте схему его строения. Обозначьте: остатки ризодермы и экзодерму, паренхиму первичной коры (кортекса), тетрархный проводящий пучок, прото- и метаксилему, первичную флоэму, заложившийся дугами по границе флоэмы и ксилемы камбий. Покажите на схеме взаимное расположение анатомо-топографических зон: покровной зоны, зоны первичной коры (кортекса) и центрального цилиндра (стелы).

Вторичное строение корня тыквы (Cucurbita pepo L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корня тыквы. Зарисуйте его схему. Обозначьте: перидерму, первичную флоэму, первичную ксилему, камбиальную зону из пучкового и межпучкового камбия, вторичную флоэму, вто¬ричную ксилему, первичные и вторичные лубо-древесинные лучи. Покажите на схеме взаимное расположение анатомо-топографических зон: покровной зоны и центрального цилиндра (стелы).

Корнеплоды. Вторичное строение корня свёклы (Beta vulgaris L.) на поперечном срезе

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корнеплода свёклы. Зарисуйте схему его строения. Обозначьте: в центре диархную первичную ксилему, расположенные по обеим сторонам от первичной ксилемы два крупных проводящих пучка с вторичной ксилемой и флоэмой, камбиальную зону, первичную флоэму, первичные и вторичные лубо-древесинные лучи;  расположенные кольцами пучки из вторичных проводящих тканей, образованных добавочными камбиями и запасающую паренхимы между ними; перидерму.

 

 

 

Занятие 5
Стебель травянистых цветковых растений


Строение стебля кирказона (Aristolochia clematitis L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза стебля. Зарисуйте схему его анатомического строения. Отметьте эпидерму, коллехниму, паренхиму первичной коры (кортекса), перицикл, состоящий из склеренхимы и паренхимы, расположенные по кругу открытые коллатеральные пучки, включающие как вторичные, так и первичные проводящие ткани, пучковый и межпучковый камбий, паренхиму сердцевины. Покажите на схеме взаимное расположение анатомо-топографических зон: покровной зоны, первичной коры (кортекса) и центрального цилиндра (стелы).

Строение стебля мыльнянки лекарственной (Saponaria officinalis L.).

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза стебля. Зарисуйте схему его анатомического строения. Отметьте эпидерму, паренхиму первичной коры (кортекса), крахмалоносное влагалище (эндодерму), перицикл, состоящий из склеренхимы и паренхимы, флоэму, расположенную кольцом вокруг ксилемы, паренхиму сердцевины. Покажите на схеме взаимное расположение анатомо-топографических зон: покровной зоны, первичной коры (кортекса) и центрального цилиндра (стелы).

Строение стебля купены лекарственной (Polygonatum odoratum (Miller) Druce).

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза стебля. Зарисуйте схему его анатомического строения. Отметьте эпидерму, паренхиму первичной коры (кортекса),  склеренхимный перицикл и диффузно расположенные закрытыми коллатеральные проводящие пучки. Покажите на схеме взаимное расположение анатомо-топографических зон: покровной зоны, первичной коры (кортекса) и центрального цилиндра (стелы).

Строение корневища ландыша (Convallaria majalis L.).

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корневища. Зарисуйте схему его анатомического строения. Отметьте эпидерму, мощную паренхиму первичной коры (кортекса), 1-3-слойную эндодерму (крахмалоносное влагалище) с подковообразно утолщенными лигнифицироваными стенками, центральный цилиндр с паренхимным перициклом, закрытыми коллатеральными наружными (с U-образной ксилемой) и концентрическими амфивазальными внутренними проводящими пучками. Покажите на схеме взаимное расположение анатомо-топографических зон: покровной зоны, первичной коры (кортекса) и центрального цилиндра (стелы). 

 

 


                                                                                                                                                                                 

Занятие 6
Морфология и анатомия стебля древесных растений

1. Характер ветвления и нарастания

Моноподиальное нарастание при боковом ветвлении у ели обыкновенной (Picea abies (L.) Karst). 

Симподиальное нарастание при боковом ветвлении у березы (Betula sp.)

  • Зарисуйте побеговую систему каждого из объектов, обращая внимание на наличие или отсутствие выраженных верхушечных (терминальных) почек и положение осей разных порядков. Укажите на схеме порядки ветвления. В случае симподиального нарастания обратите внимание на положение отмерших верхушек побегов разных порядков, составляющих главную ось.

2.    Строение побега древесного растения.
Морфологическое строение 2-3-летнего побега тополя (Populus sp.).

  • Рассмотрите и зарисуйте 2-3-летний побег тополя. Обозначьте: верхнюю аксиллярную (пазушную) и боковые аксиллярные почки, листовые рубцы, листовые следы, почечные (годичные) кольца, боковой укороченный побег (брахибласт), спящие почки и чечевички.

 Анатомическое строение 3-4-летнего стебля липы на поперечном срезе (Tilia cordata Miller). 

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза 3-4-летнего стебля. Зарисуйте схему его анатомического строения. Отметьте перидерму, ткани первичной коры, группы механических волокон первичной флоэмы, твердый и мягкий луб (вторичную флоэму), камбиальную зону, годичные приросты вторичной ксилемы (древесины), первичную ксилему, сердцевину с наружной перимедуллярной зоной и крупными слизевыми клетками внутри, первичные и вторичные лубо-древесинные (сердцевинные) лучи. Покажите на схеме взаимное расположение анатомо-топографических зон: покровной зоны, первичной коры (кортекса) и центрального цилиндра (стелы).
  • При большом увеличении микроскопа зарисуйте фрагмент вторичной флоэмы на поперечном срезе, отметив лубяные волокна, лубяную паренхиму, ситовидные трубки со скошенными ситовидными пластинками, клетки-спутницы (сопровождающие клетки).

3.    Строение вторичной ксилемы (древесины) 
Строение древесины сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.).

  • Рассмотрите и зарисуйте при большом увеличении поперечный срез древесины на границе двух годичных приростов, обратив внимание на расположение и особенности строения осевых трахеид поздней и ранней древесины, окаймленные поры на их радиальных стенках, лубо-древесинные (сердцевинные) гетероцеллюлярные лучи, перерезанные на различных уровнях, а также смоляные ходы среди трахеид поздней древесины.
  • Рассмотрите и зарисуйте при большом увеличении продольный радиальный срез древесины, показав осевые трахеиды с однорядными окаймленными порами на радиальных стенках, которые видны в плане; гетероцеллюлярные лучи, состоящие из лучевых трахеид с мелкими окаймленными порами и паренхимных клеток луча с крупными оконцевыми порами на смежных с продольными трахеидами стенках.
  • Рассмотрите при большом увеличении продольный тангентальный срез древесины, зарисуйте продольные трахеиды с перерезанными окаймленными порами и однорядные гетероцеллюлярные лучи. Обратите внимание на присутствие многорядных лучей со смоляными ходами в центре (не зарисовывая их).

 

 

 

Занятие 7
Морфология и анатомия листа

1. Морфология листа.
Мутовчатое и ложномутовчатое листорасположение у вербейника обыкновенного (Lysimachia vulgaris L.) и у подмаренника (Galium sp.).

  • Зарисуйте общий вид побега с 2-3 узлами. Отметьте узлы, междоузлия, листья, пазушные почки, боковые побеги.

Строение почек бузины красной (Sambucus racemosa L.).

  • На побеге бузины найдите вегетативные и вегетативно-генеративные почки. Зарисуйте их внешний вид и продольный разрез вегетативно-генеративной почки. Вегетативную почку разберите и разложите на серию листовых образований; зарисуйте серию. Обозначьте: почечные чешуи (катафиллы), зачатки зеленых листьев (номофиллов), конус нарастания, зачаточный стебель, зачаточное соцветие.

Ярусные категории (формации) листьев ландыша (Convallaria majalis L.).

  • Зарисуйте общий вид растения с вегетативным и генеративным побегом. Отметьте листья низовой (катафиллы), срединной (номофиллы) и верховой (гипсофиллы) формации.

 

  • Зарисуйте простой лист горца змеиного (Polygonum bistorta L.) c прилистниками, преобразованными в раструб.
  • Зарисуйте простой лист сныти (Aegopodium podagraria L.) c основанием, преобразованным во влагалище листа.

2. Анатомия листа.
Анатомическое строение листа камелии японской (Camellia japonica L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза листа камелии. Зарисуйте схему анатомического строения. Обозначьте верхнюю и нижнюю эпидерму, устьица, колленхиму, хлоренхиму (столбчатый или палисадный мезофилл), губчатый мезофилл, склереиды и клетки с друзами оксалата кальция.

Анатомическое строение хвоинки сосны (Pinus sylvestris L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза хвоинки сосны. Зарисуйте схему анатомического строения, обратив внимание на строение эпидермы, гиподермы, устьиц, находящихся на уровне гиподермы, складчатого мезофилла со смоляными ходами, эндодермы с поясками Каспари, трансфузионной ткани, проводящих пучков и склеренхимных волокон. На большом увеличении зарисуйте несколько клеток складчатого мезофилла и несколько клеток трансфузионной ткани.

Анатомическое строение листовой пластинки при C-4 фотосинтезе.

Листовая пластинка Echinochloa crusgalli (L.) P.Beauv.

  • С поперечного среза листовой пластинки при большом увеличении микроскопа зарисовать участок листа в области проводящего пучка, обозначив крупные клетки кранцевой обкладки и примыкающие к ним более мелкие клетки мезофилла.

 

 

 


Занятие 8
Цветок

Строение типичного цветка однодольных (Monocotyledonae) на примере Gagea lutea (L.) Ker. Gawl.

  • 1) зарисуйте общий вид цветка сбоку, показав 6-членный двухкруговой простой  несросшийся околоцветник; 2) удалив околоцветник, зарисуйте тычинки и пестик; 3) самостоятельно сделайте поперечный срез через завязь и зарисуйте схему его строения; 4) напишите формулу и зарисуйте диаграмму цветка.

Строение цветка двудольных (Dicotyledonae) на примере Ficaria verna Huds. 

  • 1) зарисуйте общий вид цветка со стороны цветоножки, отметив чашечку и венчик (двойной околоцветник); 2) сделайте продольный срез цветка по центру через цветоножку и зарисуйте схему его строения, указав места прикрепления чашелистиков, лепестков, многочисленных тычинок и плодолистиков; 3) отдельно зарисуйте тычинку и плодолистик; 4) напишите формулу и зарисуйте диаграмму цветка.

Поперечный срез через пыльник лилии (Lilium sp.).

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза пыльника лилии. Зарисуйте его схему при малом увеличении микроскопа, отметив теку, проводящий пучок связника, микроспорангии, щель вскрывания пыльника. На большом увеличении зарисуйте участок стенки теки, отметив клетки эпидермы, эндотеция, срединных слоев, а также тапетум. Отдельно зарисуйте пыльцевое зерно=мужской гаметофит, отметив экзину, интину, ядра сифоногенной и спермиогенной клеток.

Строение гинецея.
С постоянных препаратов зарисуйте схемы поперечных cрезов гинецеев, отметив на них дорзальные и вентральный проводящие пучки плодолистиков и места прикрепления семязачатков:

  • апокарпного гинецея  аконита (Aconitum napellus L.) с краевой плацентацией семязачатков;
  • синкарпного гинецея тюльпана (Tulipa sp.) или лилии (Lilium sp.) с центрально-угловой плацентацией семязачатков;
  • паракарпного гинецея фиалки (Viola sp.) с постенной плацентацией;
  • лизикарпного гинецея куколя (Agrostemma githago L.) с колончатой плацентацией.

Строение семязачатка и зародышевого мешка чистотела (Chelidonium majus L.)

  • Рассмотрите при малом увеличении микроскопа постоянный препарат поперечного среза гинецея чистотела. Выберите и зарисуйте на большом увеличении семязачаток с наиболее полно представленным в центре зародышевым мешком, отметив ножку семязачатка (фуникулус), наружный и внутренний интегументы, пыльцевход (микропиле), полностью замкнутый нуцеллус. Внутри зарисуйте женский гаметофит=зародышевый мешок и составляющие его клетки (яйцеклетку, синергиды, антиподы, центральную клетку с двумя 1n ядрами / одним 2n ядром).

 

 

 


Занятие 9 
Плод. Семя.


1.    Строение плодов. 
Апокарпные плоды.

  • многолистовка купальницы европейской (Trollius europaeus L.) – общий вид плода и отдельную листовку, вскрывающуюся по единственному шву;
  • многолистовка пиона (Paeonia sp.) – общий вид плода со вскрывшимися по 1 шву листовками, обратив внимание на места прикрепления оторвавшихся семян;
  • боб караганы древовидной (Caragana arborescens L.) – общий вид невскрывшегося и распавшегося на 2 отдельные створки плода, обратив внимание на положение семян;
  • многоорешек лю¬тика (Ranunculus sp.) – общий вид плода и отдельный невскрывающийся орешек;
  • цинародий (многоорешек) шиповника (Rosa sp.) – общий вид плода и продольный срез, показав обилие орешков внутри гипантия.

Синкарпные плоды

  • коробочка ириса (Iris sp.) или тюльпана (Tulipa sp.) – зарисовать общий вид в верхнее-боковом положении, показав следы локулицидного вскрывания;
  • яблоко яблони (Malus domestica L.) – общий вид и поперечный срез, показав границу гипантиальной (экстракарпеллярной) зоны и собственно завязи (карпеллярной зоны);
  • орех лещины (Corylus avellana L.) – общий вид с плюской, образованной прицветниками;
  • желудь дуба (Quercus robur L.) – общий вид с плюской, образованной осями редуцированного соцветия.
  • двукрылатка клена (Acer sp.) – общий вид;

Паракарпные плоды

  • коробочка мака (Papaver sp.) – внешний вид коробочки с порицидным типом вскрывания и поперечный срез этой коробочки, показав неполные, не достигающие центра перегородки, к которым крепятся многочисленные семена;
  • стручочек ярутки полевой (Thlaspi arvense L.) – общий вид сбоку и вскрывшийся стручочек, обратив внимание на характер вскрывания, наличие ложной перегородки (рамки) и место прикрепления семян;
  • ягода (нижняя) крыжовника (Ribes grossularia L.) – общий вид и поперечный срез;
  • семянка козлобородника (Tragopogon sp.) – общий вид, обратив внимание на характерные составные части – подставку и паппус, образованный проводящей системой чашелистиков.

Лизикарпные плоды
•    коробочка первоцвета (Primula veris L.) – общий вид сбоку и продольный срез (скол), позволяющий увидеть колонку, несущую семена.

2.    Строение семян.
Строение семени хурмы (Diopspyros kaki Thunb.).

  • Рассмотрите и зарисуйте внешний вид и продольный срез семени хурмы. На продольном срезе отметьте семенную кожуру, эндосперм, зародыш и его части (корешок, стебелек, представленный гипокотилем, семядоли).

Строение семени фасоли (Phaseolus vulgaris L.).

  • Рассмотрите и зарисуйте внешний вид семени со стороны рубчика. Отметьте семенную кожуру, микропиле и рубчик.  Затем снимите с семени семенную кожуру, разверните семядоли в стороны и зарисуйте зародыш, обратив внимание на место прикрепления семядолей. Отметьте на рисунке зародыш и его части (корешок, стебелёк, представленный гипокотилем и эпикотилем, семядоли, первые листья).

 

 

Занятие 10

Экскурсия в филиал ботанического сада МГУ "Аптекарский огород"

 

 

Занятие 11

Зачёт

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Малый практикум