Изменения климата и реакция биоты: противодействие изменениям?

Руководитель: старший научный сотрудник Фридман В.С. (комната 577, vl.friedmann@gmail.com)

В последние 30-45 лет происходят масштабные изменения климата, с которыми сопряжены сдвиги границ ареалов ключевых видов из разных групп биоты - цветковые растения, водные макрофиты, чешуекрылые, прямокрылые и другие насекомые, рыбы, птицы и млекопитающие. Одновременно сдвигаются границы природных зон, на что "накладываются" процессы, ведущие к увеличению мозаичности каждой из них. Те и другие идут преимущественно в широтном направлении, вдоль градиентов климатических изменений. Но в одних случаях сдвиги ареалов и зональных границ сонаправленны климатическим изменениям, в других - противоположны им (расселение таёжных видов птиц к югу при потеплении). Подобные «ключевые виды» выделены нами с Г.С.Ерёмкиным для разных групп: высшие растения, бабочки, прямокрылые и др. крупные насекомые, птицы, млекопитающие. Какие-то виды студенты добавят предположительно в ходе литературной работы, и проверят в поле, так ли это.

Полевая работа. На территории Подмосковья и смежных областей, где лесная часть резко граничит с лесостепной ("Заочьем") предлагается исследовать, как меняются границы перечисленных видов биоты, и как сейчас сдвинулась граница между еловыми и широколиственными лесами, проведённая в середине ХХ века В.В.Петровым, и распределение «ключевых видов», сравнив с известным на 1990-е годы. Задача - проверить высказанную нами с Г.С.Ерёмкиным рабочую гипотезу, что в природных ландшафтах изменения ареалов и сдвиги зональных границ идут в сторону противодействия изменениям климата, а в антропогенно-трансформированных - сопряжено с ними.

"Литературная" часть работы состоит в 1)  дополнении списка ключевых видов из разных групп, чьи изменения ареалов стоит отслеживать; 2) написании литобзоров по изменениям ареалов и сдвигам природных сообществ в связи с изменением климата - на русском языке их практически нет, и на англ. мало, поскольку все занимаются отдельными видами и "своими" группами, не сводя воедино.

Темы студенческих работ