gallery/300x300_5

Кафедра высших растений

Биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Программа занятий малого практикума 1 курса Факультета Биоинформатики и Биоинженерии по дисциплине «Ботаника. Высшие растения»

в осеннем семестре 2016/2017 уч. года

cкачать файл.doc

 

Занятие 1. Растительная клетка

 

1. Строение растительной клетки.

Клетки листа элодеи канадской (Elodea canadensis Michaux).

  • Приготовьте тотальный препарат листа элодеи канадской, найдите и зарисуйте при большом увеличении прозенхимные клетки (в оптическом разрезе), обратите внимание на циклическое движение цитоплазмы; паренхимные клетки (в плане); клетку-зубчик. Отметьте оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты, вакуоль.

Лейкопласты клеток эпидермы традесканции виргинской (Tradescantia virginiana L.).

  • Приготовьте препарат эпидермы листа традесканции виргинской. При большом увеличении найдите и зарисуйте клетку с лейкопластами. Отметьте цитоплазму, ядро, оболочку, вакуоль, лейкопласты.

Хромопласты клеток мякоти зрелых плодов ландыша майского (Convallaria majalis L.), рябины обыкновенной  (Sorbus aucuparia L.), шиповника (Rosa sp.) .

  • Приготовьте препараты мякоти зрелых плодов рябины, ландыша и шиповника. На каждом из препаратов при большом увеличении найдите и зарисуйте клетку с хромопластами. Отметьте цитоплазму, оболочку, вакуоль, хромопласты.

 

2. Эргастические вещества растительной клетки.

Крахмальные зёрна (амилопласты) клеток клубня картофеля (Solanum tuberosum L.).

  • Приготовьте препарат соскоба мякоти клубня картофеля. При большом увеличении найдите и зарисуйте простое, полусложное и сложное крахмальные зёрна. Отметьте «оболочку» крахмального зерна, центр крахмалообразования, слои крахмала.

Сложные алейроновые зёрна клеток эндосперма семени клещевины обыкновенной (Ricinus communis L.).

  • Приготовьте препарат-мазок эндосперма семени клещевины, для контрастности нанесите на препарат водный раствор Люголя (I2+KI) и насыщенный раствор сахарозы. При большом увеличении найдите и зарисуйте алейроновые зёрна. Отметьте «оболочку» алейронового зерна, глобоид, кристаллоид, аморфный белок.

Экскреты растительной клетки (кристаллы оксалата кальция):

Кристаллические сростки и одиночные призматические кристаллы клеток сухой чешуи луковицы лука репчатого (Allium cepa L.).

  • Приготовьте препарат сухой чешуи луковицы лука репчатого, предварительно выдержанного в смеси спирта с глицерином. Найдите и зарисуйте при большом увеличении одиночные призматические кристаллы и их двойниковые-тройниковые сростки.

Сросток кристаллов (друза) клеток первичной коры стебля кирказона (Aristolochia clematitis L.).

  • На постоянном анатомическом препарате найдите и зарисуйте на большом увеличении шаровидный сросток кристаллов.

 

 

Занятие 2. Растительные ткани

 

1. Разнообразие тканей в стебле тыквы обыкновенной (Cucurbita pepo L.).

  • На постоянном препарате поперечного среза стебля тыквы при малом увеличении рассмотрите и зарисуйте схему его строения. Отметьте эпидерму, гиподерму, представленную уголковой колленхимой, паренхиму коры, твердые слои перицикла,  представленные склеренхимой и мягкие слои перицикла, представленные паренхимой, биколлатеральный проводящий пучок, сердцевинную полость.

 

2. Покровные ткани.

Эпидерма листа ириса (Iris sp.) на поперечном срезе.

  • На постоянном препарате при большом увеличении найдите и зарисуйте участок эпидермы с устьичным аппаратом. Обозначьте: собственно эпидермальные клетки, замыка­ющие клетки устьица, устьичную щель, клетки мезофилла листа, подустьичную полость, кутикулу.

Перидерма стебля бузины (Sambucus racemosa L.).

  • На постоянном препарате при большом увеличении найдите и зарисуйте участок перидермы с чечевичкой. Обозначьте: отмерший эпидермис, феллему (пробку), феллоген (пробковый камбий), феллодерму, выполняющую ткань чечевички.

 

3. Механические ткани.

Рыхлая колленхима черешка листа белокопытника (Petasites sp.).

  • На препарате поперечного среза черешка листа белокопытника при большом увеличении найдите и зарисуйте рыхлую колленхиму.

Пластинчатая колленхима стебля бузины (Sambucus racemosa L.).

  • На постоянном препарате поперечного среза стебля бузины при большом увеличении найдите и зарисуйте пластинчатую колленхиму.

Склереиды (каменистые клетки) околоплодника груши (Pyrus communis L.).

  • Приготовьте препарат из мякоти околоплодника груши, содержащего каменистые клетки. Обработайте препарат раствором флороглюцина и концентрированным раствором HCl. На большом увеличении найдите и зарисуйте каменистую клетку с окрашенной в красно-малиновый цвет лигнифицированной оболочкой. Обратите внимание на "ветвистые" поровые каналы.

 

 

 

Занятие 3. Проводящие ткани

 

Проводящие элементы ксилемы подсолнечника (Helianthus annuus L.).

  • На постоянном препарате продольного среза стебля подсолнечника при большом увеличении найдите и зарисуйте кольчатый, спиральный, сетчатый, точечно-пористый сосуды.

Элементы ксилемы стебля тыквы (Cucurbita pepo L.).

  • На постоянном препарате поперечного среза стебля тыквы при большом увеличении найдите и зарисуйте участок вторичной ксилемы. Отметьте сосуд с точено-пористой стенкой и паренхиму.

Элементы флоэмы стебля тыквы (Cucurbita pepo L.).

  • На постоянном препарате продольного и поперечного срезов стебля тыквы при большом увеличении найдите и зарисуйте участок вторичной флоэмы. Отметьте членик ситовидной трубки, ситовидную пластинку, сопровождающие клетки, паренхиму.

 

 

Занятие 4. Анатомия корня

    

Молодой корень лука репчатого (Allium cepa L.).

  • Рассмотрите на постоянном препарате продольного среза молодого корня лука при малом увеличении и зарисуйте схему строения. Отметьте корневой чехлик, зону деления, зону роста. При большом увеличении зарисуйте клетки зон деления и роста.

Корень ириса (Iris germanica L.) на поперечном срезе в зоне про­ведения.

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корня ириса. Зарисуйте его схему. На большом увеличении найдите и зарисуйте участки экзодермы и эндодермы. Обратите внимание на особенности строения клеток. Обозначьте: экзодерму, срединные слои первичной коры, эндодерму, первичную флоэму, первичную ксилему, механические элементы.

Первичное строение корня тыквы (Cucurbita pepo L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите на большом увеличении постоянный препарат поперечного среза корня тыквы. Зарисуйте его схему. Обозначьте: ризодерму, экзодерму, срединные слои первичной коры, эндодерму, первичную флоэму, первичную ксилему.

Вторичное строение корня тыквы (Cucurbita pepo L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корня тыквы. Зарисуйте его схему. Обозначьте: перидерму, первичную флоэму, первичную ксилему, камбиальную зону, вторичную флоэму, вто­ричную ксилему, первичный лубо-древесинный луч, вторичный лубо-древесинный луч.

Строение многолетнего корня липы (Tilia sp.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корня липы. Зарисуйте его схему.

 

 

 

Занятие 5. Метаморфозы корня

 

1. Морфология метаморфозов корня.

  • Рассмотрите и зарисуйте внешний вид: корнеплодов свёклы (Beta vulgaris L.), моркови (Daucus carota L.), редьки (Raphanus sativus L.); корневых клубней спаржи Шпренгера (Asparagus sprengeri Regel), чистяка (Ficaria verna Hudson); втягивающих корней лилии (Lilium sp.); воздушных корней орхидеи; бактериальных клубеньков растения семейства бобовых (Leguminosae).

 

2. Анатомия метаморфозов корня.

Строение корнеплода моркови (Daucus carota L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корнеплода моркови. Зарисуйте его схему. Обозначьте: перидерму, первичную ксилему, камбиальную зону, вторичную флоэму, вто­ричную ксилему, первичный лубо-древесинный луч, вторичный лубо-древесинный луч.

Строение корнеплода редьки (Raphanus sativus L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корнеплода редьки. Зарисуйте его схему. Обозначьте: перидерму, первичную ксилему, камбиальную зону, вторичную флоэму, вто­ричную ксилему, первичный лубо-древесинный луч, вторичный лубо-древесинный луч.

Строение корнеплода свёклы (Beta vulgaris L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корнеплода свёклы. Зарисуйте его схему. Обозначьте: перидерму, первичную ксилему, камбиальную зону, вторичную флоэму, вто­ричную ксилему, первичный лубо-древесинный луч, вторичный лубо-древесинный луч.

Строение дыхательного корня авиценнии (Avicennia sp.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите на малом увеличении постоянный препарат поперечного среза дыхательного корня авиценнии. Зарисуйте его схему. Обозначьте: перидерму, аэренхиму, первичную ксилему, вто­ричную ксилему, камбиальную зону, вторичную флоэму.

Строение веламена воздушного корня орхидеи на поперечном срезе.

  • Рассмотрите на большом увеличении постоянный препарат поперечного среза корня орхидеи. Зарисуйте участок веламена.

 

 

 

Занятие 6. Морфология побега

 

1. Строение побега древесного растения.

Побег клена платановидного  (Acer platanoides L.) в безлистном состоянии.

  • Рассмотрите и зарисуйте 2-3-летний побег клена в безлистном состоянии. Обозначьте: верхушечную почку, пазушную почку, узел, междоузлие, листовой рубец, листовой след, почечное кольцо.

 
2. Строение почек.

Строение почек бузины красной (Sambucus racemosa L.).

  • На побеге бузины найдите вегетативные и вегетативно-генеративные почки. Зарисуйте их внешний вид и продольный разрез.
  • Рассмотрите на готовом препарате и зарисуйте серию листовых образований вегетативной почки. Обозначьте: почечные чешуи (катафиллы), зачатки зеленых листьев (номофиллов), конус нарастания, зачаточный стебель, зачаточное соцветие.

Сериальные почки жимолости лесной (Lonicera xylosteum L).

  • На побеге жимолости найдите группу почек и зарисуйте их внешний вид.

Открытые почки калины гордовины (Viburnum lantana L.).

  • На побеге калины гордовины рассмотрите почки и зарисуйте их внешний вид.

 
3. Ветвление и нарастание

  • Дихоподиальное нарастание при верхушечном дихотомическом ветвлении у плауна (Lycopodium sp.).
  • Моноподиальное нарастание при боковом ветвлении у ели обыкновенной (Picea abies (L.) Karst).
  • Симподиальное нарастание при боковом ветвлении у липы (Tilia cordata Miller).
  • Симподиальное ложнодихотомическое нарастание при боковом ветвлении у сирени (Syringa sp.).

Зарисуйте побеговую систему каждого из объектов. Обратите внимание на наличие верхушечных почек, веточных рубцов, положение осей разных порядков, пронумеровав их. Нарисуйте цветные схемы побеговых систем, отмечая разные порядки ветвления.

 

 

 

Занятие 7. Анатомия стебля травянистых цветковых растений

 

Строение стебля мыльнянки лекарственной (Saponaria officinalis L.).

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза стебля. Зарисуйте схему анатомического строения. Отметьте эпидерму, гиподерму, представленную коллехнимой, паренхиму коры, крахмалоносное влагалище (эндодерму), перицикл, состоящий из склеренхимы и паренхимы, флоэму, расположенную кольцом вокруг ксилемы, сердцевину.

Строение стебля кирказона (Aristolochia clematitis L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза стебля. Зарисуйте схему анатомического строения. Отметьте эпидерму, гиподерму, представленную коллехнимой, паренхиму коры, перицикл, состоящий из склеренхимы и паренхимы, флоэму, открытые коллатеральные пучки, межпучковый камбий, сердцевину.

Строение стебля купены лекарственной (Polygonatum odoratum (Miller) Druce).

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза стебля. Зарисуйте схему анатомического строения. Отметьте эпидерму, паренхиму коры, центральный цилиндр со склеренхимным перициклом и диффузно расположенными закрытыми коллатеральными проводящими пучками.

Строение проводящего пучка стебля кукурузы (Zea mays L.)

  • Рассмотрите при большом увеличении постоянный препарат поперечного среза стебля. Зарисуйте закрытый коллатеральный проводящий пучок. Отметьте прото- и метаксилему, прото- и метафлоэму, механическую обкладку пучка.

Строение корневища ландыша (Convallaria majalis L.).

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза корневища. Зарисуйте схему анатомического строения. Отметьте эпидерму, паренхиму коры, эндодерму, центральный цилиндр с перициклом, закрытыми коллатеральными наружными и концентрическими (амфивазальными) внутренними проводящими пучками.
  • При большом увеличении микроскопа зарисуйте клетки эндодермы с подковообразными утолщениями оболочки.

 
 
 
Занятие 8. Анатомия стебля древесных растений

 

Анатомическое строение стебля липы на поперечном срезе (Tilia cordata Miller).

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза 3-4-летнего стебля. Зарисуйте схему анатомического строения. Отметьте перидерму, ткани первичной коры, группы механических волокон первичной флоэмы, твердый и мягкий луб (вторичную флоэму), камбиальную зону, годичные приросты вторичной ксилемы (древесины), первичную ксилему, сердцевину с наружной перимедуллярной зоной и крупными слизевыми клетками внутри, первичные и вторичные лубо-древесинные лучи.
  • При большом увеличении микроскопа зарисуйте фрагмент вторичной флоэмы на поперечном срезе, отметив лубяные волокна, паренхиму, ситовидные трубки с ситовидными пластинками, клетки-спутницы (сопровождающие клетки).

Строение вторичной ксилемы сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.).

  • Рассмотрите и зарисуйте при большом увеличении поперечный срез древесины на границе двух годичных приростов, обратив внимание на расположение и особенности строения трахеид поздней и ранней древесины, окаймленные поры на их радиальных стенках, лубо-древесинные лучи, смоляные ходы.
  • Рассмотрите и зарисуйте при большом увеличении продольный радиальный срез древесины, показав продольные трахеиды с однорядными окаймленными порами на радиальных стенках. которые видны в плане, лучи, состоящие из лучевых трахеид с мелкими окаймленными порами и паренхимных клеток с крупными оконцевыми порами на смежных с продольными трахеидами стенках.
  • Рассмотрите при большом увеличении продольный тангентальный срез древесины,  зарисуйте продольные трахеиды и линейные паренхимные лучи.

 

 

 

Занятие 9. Морфология и анатомия листа

 

1. Морфология листа.

  • Очередное листорасположение у бука восточного (Fagus orientalis Lipsky)
  • Супротивное листорасположение у вербейника монетчатого (Lysimachia nummularia L.).
  • Мутовчатое листорасположение у вербейника обыкновенного (Lysimachia vulgaris L.).
  • Ложномутовчатое листорасположение у подмаренника (Galium sp.).

Зарисуйте общий вид побега каждого объекта с 2-3 узлами. Отметьте узлы, междоузлия, листья, пазушные почки, боковые побеги.

Ярусные категории (формации) листьев ландыша (Convallaria majalis L.).

  • Зарисуйте общий вид растения с вегетативным и генеративным побегом. Отметьте листья низовой (катафиллы), срединной (номофиллы) и верховой (гипсофиллы) формации.

Гетерофиллия у стрелолиста (Sagittaria sagittifolia L.).

  • Зарисуйте общий вид растения с листьями разной формы.

Зарисуйте общий вид листа каждого растения.

  • Простой лист боярышника (Crataegus sp.) со свободными прилистниками.
  • Простой лист горца змеиного (Polygonum bistorta L.) c прилистниками, преобразованными в раструб.
  • Простой лист сныти (Aegopodium podagraria L.) c основанием, преобразованными во влагалище.
  • Сложный непарноперистый лист шиповника (Rosa sp.) с приросшими к черешку прилистниками.

 

2. Анатомия листа.

Анатомическое строение листа камелии японской (Camellia japonica L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза листа камелии. Зарисуйте схему анатомического строения. На большом увеличении рассмотрите и зарисуйте участок листа сбоку от жилки, обратив внимание на склереиды, строение верхней и нижней эпидермы, столбчатого и губчатого мезофилла.

Анатомическое строение хвоинки сосны (Pinus sylvestris L.) на поперечном срезе.

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза хвоинки сосны. Зарисуйте схему анатомического строения, обратив внимание на строение эпидермы, гиподермы, складчатого мезофилла со смоляными ходами, эндодермы с поясками Каспари, трансфузионной ткани, проводящих пучков и склеренхимных волокон. На большом увеличении рассмотрите и зарисуйте складчатый мезофилл.

 

 

 

Занятие 10. Коллоквиум по темам 1-9 занятий

 

 

 

Занятие 11. Надотдел Мохообразные (Bryomorphae)

Отдел Печеночники (Marchantiophyta)

Строение Marchantia polymorpha L.

  • Зарисуйте внешний вид таллома с ризоидами и подставками – рассеченной мужской и лопастной женской.
  • Рассмотрите и зарисуйте на постоянном препарате продольный срез мужской подставки, отметьте антеридиальные камеры, антеридии на коротких ножках; обратите внимание на характер расположения антеридиев, находящихся на разных стадиях развития.
  • Рассмотрите и зарисуйте на постоянном препарате продольный срез женской подставки, отметьте архегонии, псевдопериантий (покров архегония) и перихеций (общий покров группы архегониев). На большом увеличении рассмотрите и зарисуйте архегоний.
  • Рассмотрите и зарисуйте на постоянном препарате при малом увеличении строение спорогония.

Споры и элатеры Ptilidium sp.

  • На постоянном препарате при большом увеличении рассмотрите и зарисуйте споры и элатеры.

 

Отдел Мхи (Bryophyta)

Строение Polytrichum sp.

  • На гербарном материале рассмотрите и зарисуйте гаметофит кукушкина льна, с расположенным на нём спорогонием. Отметьте каулидий ("стебель"), филлидии ("листья"), ризоиды, спорогоний.
  • На постоянном препарате при большом увеличении рассмотрите и зарисуйте схему строения поперечного среза "стебля". Отметьте стереом, лептом и гидром.
  • Рассмотрите и зарисуйте внешний вид спорогония кукушкина льна. Обратите внимание на колпачок и апофизу.
  • Рассмотрите препарат продольного среза коробочки. Зарисуйте схему строения. Отметьте ножку, апофизу, колонку, эпифрагму, спорогенную ткань, хлорофиллоносные нити, крышечку, перистом.
  • На постоянном препарате рассмотрите и зарисуйте антеридии на верхушке стебля, обратите внимание на парафизы.

Строение листа Sphagnum sp.

  • На постоянном препарате рассмотрите и зарисуйте лист сфагнума. При большом увеличении зарисуйте гиалиновые и хлорофиллоносные клетки.

 

 

 

Занятие 12. Отдел Плауновидные (Lycopodiophyta)

Класс Lycopodiopsida

Строение Lycopodium sp.

  • На постоянном препарате при малом увеличении рассмотрите поперечный срез стебля плауна, зарисуйте схему его строения. Отметьте зоны первичной коры и плектостелу.
  • На постоянном препарате при малом увеличении рассмотрите продольный срез колоска плауна, зарисуйте схему его строения. На спиртовом материале рассмотрите спороносный колосок, зарисуйте его внешний вид. Вычлените спорофилл со спорангием и зарисуйте его внешний вид.
  •  

Класс Isoёtopsida

Строение спороносного колоска Selaginella sp.

  • На постоянном препарате при малом увеличении рассмотрите продольный срез спороносного колоска, зарисуйте схему его строения отметьте микро- и мегаспорофиллы со спорангиями. На спиртовом материале рассмотрите спороносный колосок, зарисуйте его внешний вид. Вычлените микро- и мегаспорофиллы со спорангиями, зарисуйте их внешний вид. Приготовьте препарат микро- и мегаспор, зарисуйте их внешний вид при большом увеличении.

 

Отдел Папоротниковидные (Pteridophyta)

Класс Equisetopsida

Строение Equisetum sp.

  • На постоянном препарате при малом увеличении рассмотрите поперечный срез стебля хвоща, зарисуйте схему его строения. Обратите внимание на валлекулярные и каринальные каналы.
  • На спиртовом материале рассмотрите спороносный колосок, зарисуйте его внешний вид. Вычлените спорангиофор со спорангиями и зарисуйте его внешний вид. Приготовьте препарат спор, зарисуйте их внешний вид при большом увеличении, обратив внимание на гаптеры.

 

Класс Polypodiopsida

Строение диктиостелы  Thelypteris palustris Schott.       

  • Рассмотрите отпрепарированную диктиостелу, зарисуйте схему ее строения.

Строение корневища орляка (Pteridium aquilinum (L.) Kuhn).

  • На постоянном препарате рассмотрите поперечный срез корневища орляка. Зарисуйте его схему, обратив внимание на расположение проводящих тканей.

Строение соруса мужского папоротника (Dryopteris filix-mas (L.) Schott).

  • На постоянном препарате рассмотрите и зарисуйте продольный срез. Отметьте: индузий, плаценту, спорангий, кольцо в его стенке.

Строение заростка лептоспорангиатного папоротника.

  • Рассмотрите заросток папоротника, зарисуйте его строение, отметив ризоиды, положение архегониев и антеридиев.

 

 

 

Занятие 13. Отдел Голосеменные (Gymnospermae)

Класс Cycadopsida

Строение микро- и мегаспорофиллов Ceratozamia mexicana Brongn.

  • Зарисуйте внешний вид мегаспорофилла с двумя семезачатками и микроспорофилла с микроспорангиями.

 

Класс Ginkgoopsida

Строение микро- и  мегастробилов гинкго (Ginkgo biloba L.).

  • Рассмотрите и зарисуйте микро- и мегастробилы гинкго.

Строение семени гинкго (Ginkgo biloba L.).

  • Зарисуйте продольный срез ягодообразного семени гинкго, отметив саркотесту и склеротесту.

Лист гинкго (Ginkgo biloba L.).

  • Зарисуйте лист гинкго, обратив внимание на особенности дихотомического жилкования.

 

Класс Pinopsida

Строение чешуй женской шишки ели обыкновенной (Picea abies (L.) Karst.).

  • Зарисуйте кроющую и семенную чешуи ели с абаксиальной (спинной) стороны и семенную чешую с адаксиальной (брюшной) стороны.

Строение репродуктивных органов сосны (Pinus sylvestris L.).

  • На постоянном препарате при большом увеличении рассмотрите продольный срез семезачатка. Отметьте интегумент, пыльцевход (микропúле), нуцеллус, женский заросток (эндосперм) с 1-2 архегониями.
  • Зарисуйте внешний вид мужской шишки сосны. Зарисуйте микроспорофилл, выделенный из шишки, обратив внимание на наличие на его нижней стороне двух микроспорангиев, сросшихся в синангий.
  • На постоянном препарате при большом увеличении рассмотрите продольный срез мужской шишки сосны. Зарисуйте микроспорофиллы со спорангиями.
  • На постоянном препарате при большом увеличении рассмотрите пыльцевое зерно сосны. Зарисуйте его строение.

 

 
 
Занятие 14. 
Отдел Покрытосеменные, или Цветковые (Angiospermae)

Цветок

Цветок гусиного лука (Gagea sp.).

  • Рассмотрите цветок гусиного лука и зарисуйте его. Отметьте простой околоцветник, андроцей и синкарпный гинецей.  Составьте формулу и постройте диаграмму цветка.

Цветок лютика (Ranunculus sp.).

  • Рассмотрите цветок лютика и зарисуйте его. Отметьте чашечку, венчик, андроцей и апокарпный гинецей.  Составьте формулу и постройте диаграмму цветка.

Поперечный срез через пыльник лилии (Lilium sp.).

  • Рассмотрите при малом увеличении постоянный препарат поперечного среза пыльника лилии. Зарисуйте его схему. На большом увеличении зарисуйте участок стенки теки, обратив внимание на эпидерму, эндотеций, срединные слои, тапетум. Отдельно зарисуйте пыльцевое зерно, отметив спородерму, сифоногенную и спермиогенную клетки.

Строение семезачатка чистотела (Chelidonium majus L.)

  • Рассмотрите при большом увеличении постоянный препарат поперечного среза гинецея. Зарисуйте семезачаток, отметив наружный и внутренний интегументы, нуцеллус, микропúле, клетки зародышевого мешка (яйцеклетку, синергиды, антиподы, диплоидную клетку).

Строение гинецея.

Зарисуйте поперечный разрез:

  • апокарпный гинецей аконита (Aconithum sp.).
  • синкарпный гинецей тюльпана (Tulipa sp.);
  • паракарпный гинецей фиалки (Viola sp.);
  • лизикарпный гинецей куколя (Agrostemma githago L.).

 

 

 
Занятие 15. Плод. Семя

1. Строение плодов.

Зарисуйте строение плодов.

Апокарпные плоды.

  • спиральная многолистовка купальницы европейской (Trollius europaeus L.);
  • циклическая многолистовка пиона древовидного (Paeonia suffruticosa Andr.);
  • боб караганы древовидной (Caragana arborescens L.);
  • сочная однолистовка воронца (Actaea sp.) (внешний вид и поперечный срез);
  • многоорешек лю­тика (Ranunculus sp.);
  • анемохорный многоорешек ломоноса (Clematis sp.)
  • цинародий (многоорешек) шиповника (Rosa sp.).

Паракарпные плоды

  • коробочка (верхняя) мака (Papaver sp.);
  • стручок капусты (Brassica sp.);
  • ягода (нижняя) крыжовника (Ribes grossularia L.);
  • семянка козлобородника (Tragopogon sp.).

Синкарпные плоды

  • гемисинкарпная коробочка руты душистой (Ruta graveolens L.)
  • двукрылатка клена (Acer sp.);
  • однокрылатка ясеня (Fraxinus excelsior L.)
  • дробный синкарпий хатьмы (Lavatera thuringiaca L.)
  • вислоплодник фенхеля (Foeniculum vulgare L.)
  • коробочка (нижняя) ириса (Iris sp.);
  • яблоко яблони (Malus domestica L.) (внешний вид и поперечный срез);
  • орех лещины (Corylus avellana L.);
  • желудь дуба (Quercus robur L.).

Лизикарпные плоды

  • коробочка первоцвета (Primula veris L.) (внешний вид и продольный срез).

 

2. Строение семян.

Строение семени хурмы (Diopspyros kaki Thunb.).

  • Рассмотрите и зарисуйте внешний вид и продольный срез семени хурмы. Отметьте семенную кожуру, эндосперм, зародыш и его части (корень, стебель, семядоли, почку).

Строение семени фасоли (Phaseolus vulgaris L.).

  • Рассмотрите и зарисуйте внешний вид семени с боку и со стороны рубчика. Снимите семенную кожуру, разверните семядоли в стороны и зарисуйте зародыш. Отметьте семенную кожуру, микропиле, рубчик, зародыш и его части (корень, стебель, семядоли, почку).

Строение семени орхидеи.

  • Рассмотрите при малом увеличении тотальный постоянный препарат семени орхидеи. Зарисуйте его. Обратите внимание на недоразвитие зародыша и отсутствие запасающих тканей.

 

 

 

Занятие 16. 

Экскурсия в филиал ботанического сада МГУ "Аптекарский огород"

 

 

 

 

 
Малый практикум